Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально значимые качества личности педагога




 

 

Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упро­щению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т. е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельно­сти. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства — радио, телевидение и т. п.). Прав­да, у этого сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере, в лучших своих образцах) и живым образ­цом культуры. А это — очень трудная и, наверное, нераз­решимая задача: быть живым образцом культуры. И та­кое представление о педагоге наиболее выражено в авто­ритарной культуре (наиболее яркий ее образец — средние века).

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек—Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами че­ловека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе рабо­ты с людьми, потребностью в общении... способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способ­ностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимо­отношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.

По Е А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспи­тывать, «осуществлять полезные действия по обслужи­ванию различных потребностей людей»; 2) умение слу­шать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) «душеведческая на­правленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать имен­но его внутренний мир, а не приписывать ему свой соб­ственный или иной, знакомый по опыту»; 6)«проектиро-вочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая убеж­денность в правильности идеи служения народу в це­лом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высо­кая степень саморегуляции.

«Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни пе­чально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыст­ного интереса к человеку — интереса «просто так» (Е.А. Климов). Это как бы обобщенный портрет субъек­та профессии типа «Человек—Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых професси­ональная компетентность и дидактическая культура яв­ляются основными.

Еще в начале XX века П.Ф. Каптерев выделил и объек­тивные и субъективные факторы, необходимые для педа­гогической деятельности, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена сле­дующим образом:

П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в об­становке обучения занимает первое место, те или дру­гие свойства его будут повышать или понижать воспи­тательное влияние обучения». Он выделяет главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемо­го предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, нако­нец, в знании свойств детской натуры, с которой учите­лю приходится иметь дело; второе свойство субъек­тивного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творче­стве».

П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внима­тельность, чуткость (особенно к слабым ученикам), доб­росовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской про­фессии. Можно очень любить детей, глубоко симпатизиро­вать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объе­динение подлинной любви и к учащимся и к профессии обеспечивает профессионализм учителя.

В наиболее обобщенном виде педагогические способно­сти были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

«I. Дидактические способности — способности пере­давать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у уча­щихся активную самостоятельную мысль. Учитель с ди­дактическими способностями умеет в случае необходимо­сти соответствующим образом реконструировать, адапти­ровать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным. Профессиональ­ное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать матери­ал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, на­правлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности — способности к соот­ветствующей области наук (к математике, физике, биоло­гии, литературе и т. д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследова­тельскую работу.

3. Перцептивные способности — способности прони­кать во внутренний мир ученика, воспитанника, психоло­гическая наблюдательность, связанная с тонким понима­нием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначи­тельным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоя­нии ученика.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, по­нятное для учащихся.

5. Организаторские способности — это, во-первых, спо­собности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способ­ности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение пра­вильно планировать и самому контролировать ее. У опыт­ных учителей вырабатывается своеобразное чувство вре­мени — умение правильно распределять работу во време­ни, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности — способность непос­редственного эмоционально-волевого влияния на уча­щихся и умение на этой основе добиваться у них авто­ритета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитар­ные способности зависят от целого комплекса личност­ных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учи­теля в том, что он прав, от умения передать эту убежден­ность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагоги­ческой точки зрения, взаимоотношения, наличие педагоги­ческого такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающа­яся в предвидении последствий своих действий, в воспита­тельном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновре­менно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опыт­ный учитель внимательно следит за содержанием и фор­мой изложения материала, за развертыванием свой мыс­ли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за соб­ственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозмож­на эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.