КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика процесса обучения. Структура процесса обученияСодержание образования в современной школе. Учебные планы, учебные программы, учебники, их вариативность. Школьный компонент в содержании образования. Содержание образования. Подготовка учеников к непрерывному образованию. ОТВЕТЫ на вопросы по ПЕДАГОГИКЕ
Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. Следовательно, важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование личности, которая будет соответствовать социальным требованиям. Источником создания личности служит мировая культура – духовная, материальная, которая отображает все знания, накопленные человечеством. Процесс обучения – это целенаправленный процесс создания личности, который является социально обусловленным и педагогически организованным процессом. Данный процесс происходит на основе познания систематизированных знаний, способов деятельности, которые отражают состав духовной и материальной культуры человечества. На содержание образования влияют потребности общества, которые выступают в качестве объективного фактора. Еще одним из факторов, влияющих на содержание обучения, являются изменения в развитии науки и техники. Под содержанием образования понимают систему знаний, умений, навыков, а также систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения. Все, что необходимо передать учащимся, должно отбираться в соответствии с поставленными целями развития человечества, в виде информации передается ему. Можно выделить части общественного опыта: – опыт физического развития человечества; – опыт эстетических отношений; – опыт нравственных отношений. Из вышесказанного следует, что выделяются основные направления содержания воспитания и образования: – физическое воспитание; – эстетическое воспитание; – трудовое воспитание; – умственное воспитание; – нравственное воспитание. У каждого из вышеперечисленных направлений существуют составные части: – знания – определяются как понимание, сохранение в памяти полученного опыта; – навыки – это приемы деятельности и их варианты; – умения – определяются как владение способами применения знаний на практике, они включают в себя знания и навыки; – отношения – это оценочные суждения и эмоциональное отношение к жизни и деятельности; – творческая деятельность – обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования должно быть на всех его ступенях направлено на достижение главной цели воспитания, а именно формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, т. е. включать в себя только принятые и устоявшиеся в науке факты и учебные материалы. В содержании образования теоретический материал должен сочетаться с практикой, а практика должна, в свою очередь, сочетаться с производственным трудом. Школьное общее образование должно сочетаться с техническим и трудовым образованием, а последние с высшим. Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках, учебных пособиях. Таким образом, содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека. Подготовку к непрерывному образованию следует рассматривать как одну из основных социальных функций института образования. Особенно важным является реализация этой функции на стадии перехода от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на данном этапе формируются мотивы и необходимые компетентности для обучения в течение жизни. В научной литературе описывается социальная функция расширения знаний и познаний, которая состоит в том, что человеку на протяжении всей жизни необходимо учиться. Достижение этого осуществляется через формулу: «научить учиться», т.е. необходимо формировать установку на самостоятельное получение знания, на учебу с помощью других как собственную, лично ориентированную и постоянную деятельность. Следовательно, функция подготовки к непрерывному образованию осуществляется за счет формирования мотивов и необходимых компетенций для обучения в течение всей жизни. Введение профильных предметов в школе создает условия для самореализации старшеклассников, обоснованной оценки своих познавательных способностей, намерений, мотивирует к продолжению образования и способствует профессиональному самоопределению.
Содержание образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. Сущность содержания образования составляют систематизированные объективные научные знания как социальные ценности, культура, накопленные в процессе исторического развития человечества. Ориентация на научные знания, социальные ценности, отобранные для усвоения в школе, способствует реализации цели образования – формированию разносторонне развитой личности, её фундаментальной и одновременно практической подготовке к дальнейшему обучению и деятельности. Содержание образования рассматривается отечественными педагогами (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Краевский) как педагогически адаптированный социальный опыт, включающий в себя четыре основных компонента:
Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы. Учебный план - это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет. Основные виды учебных планов: · базисный учебный план, · типовые учебные планы, · региональные учебные планы и · учебный план школы. Все содержание образования подразделяется на инвариантную, базовую, обязательную для всех, часть, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, обязательные занятия по выбору (часто они связаны с выбором профиля обучения в старшем звене), и вариативную часть, включающую свободно избираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Это облегчает разработку интегрированных курсов внутри выделенных областей (например, обобщенного курса естествознания). Базисный учебный план обеспечивает определенный баланс между естественно-научным и гуманитарным знанием с некоторым приоритетом гуманитарного цикла в начальной и основной школе и небольшим перевесом обязательных занятий по естественно-научным дисциплинам в звене полного среднего образования. Школьные рабочие программы отражают национально-региональный и школьный компоненты, а также образовательный потенциал школы, творческие возможности учителей. Мастера педагогического труда создают оригинальные авторские программы, главным образом по курсам, вводимым именно в данном образовательном учреждении. Такие программы проходят рецензирование и утверждаются либо экспертными комиссиями отделов (управлений) образования, либо советом школы. Любая программа должна содержать: объяснительную записку, в которой определяются цели и основные направления работы по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наиболее общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о способах изучения разделов курса (методы, основные демонстрации, лабораторные работы и т. д.); библиографию с указанием основной и дополнительной литературы. Содержание образования боле конкретно представлено в таких понятиях, как учебный предмет, учебная программа, учебник и учебное пособие.
Учебный предмет – это система дидактически обработанных знаний по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей в соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся. Предметы объединяются в образовательные области: филология, математика, информатика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология, основы безопасной жизнедеятельности. Учебная программа – документ, описывающий содержание образования по учебному предмету, с указанием логики изучения и последовательности разделов, тем, с рекомендациями по количеству времени на каждую тему и весь курс. Она включает также методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы. Полнота усвоения знаний, умений, навыков по программе является критерием успешности процесса обучения. Учебник – это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению и строго соответствующую учебной программе по предмету. Выделяется две главных функции учебника. Первая из них, информационная, состоит в представлении учебного материала, который дается не только в виде текста, но и во внетекстовых компонентах: в вопросах, заданиях, инструкциях, указаниях, а также в иллюстративных материалах (в фотографиях, рисунках, схемах). Учебник и учебные пособия наполняют обучение конкретным материалом, дают ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащимся. В идеале программа и учебник должны в своих исходных основаниях и по логике изложения соответствовать друг другу. Этого было проще добиться, когда существовала одна официально утвержденная программа по предмету и один стабильный и тоже официально одобренный учебник. Теперь ситуация сложнее. Учебников и пособий по каждому курсу несколько, они вариативны, что дает школе и педагогу свободу выбора, но требует от педагогов и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ. Учебник должен содержать систематическое изложение материала, быть достаточно обобщенным, научно безупречным и в то же время доступным, популярным, интересным. Он должен способствовать овладению методами познания, стимулировать развитие интереса и мыслительных способностей. Для этого полезно проблемное построение материала, а также достаточное количество фактического материала и иллюстраций. Очень продуманным должен быть методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки литературы и др. Дополнениями к учебнику, позволяющими расширять кругозор, овладевать методами самостоятельной работы, служат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, фонохрестоматии, электронные обучающие программы и другие источники. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. За счет школьного компонента с учетом других компонентов каждая школа сама определяет объем учебного времени, отводимого на изучение тех или иных учебных предметов, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебного заведения.
Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Обучение – это целенаправленный, организованный процесс активного взаимодействия обучающих и обучающихся посредством передачи общественно-исторического опыта, в результате чего у обучающихся формируются система знаний мира, опыт деятельности, личностные качества (Анисимов, Никандров). Современная дидактика подчеркивает такие черты процесса обучения, как организованность, целенаправленность и взаимодействие участников (учителя и учеников). Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебнопознавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, в направленности обучения на развитие их способностей, на формирование их взглядов, ценностей, мировоззрения, поведения. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение – деятельность учеников. Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты в общей структуре обучения: 1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения; 2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей; 3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников; 4. Контроль и корректирование работы; 5. Анализ и оценка результатов обучения. По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов. Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею. Обучать – значит мотивировать и организовывать учебно-познавательную деятельность учеников, результатом которой является личностный рост, развитие и формирование учащихся. Это, можно считать, - главный закон обучения, вытекающий из культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, философско-психологического учения С.Л.Рубинштейна и их последователей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |