Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и учеников, в процессе которого усваиваются знания, формируются умения и привычки




Обучение не является механической передачей знаний учителем ученикам. Это - их общий труд преподавателя и ученика, находящийся в единстве и взаимодействии. Ведущая роль в этом процессе отводится учителю, который излагает ученикам учебный материал, побуждает их к учебе, направляет и организовывает их познавательную деятельность, учит способам и приемам усвоения знаний, умений и привычек, проверяет, контролирует и оценивает их труд. Ученики усваивают (воспринимают, осмысливают, запоминают) знания, превращают обобщенный наукой опыт человечества в личное достояние, приобретают привычки и умения оперирования знаниями, использования их для решения учебных задач и практической деятельности.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности обучающих и обучающихся, при помощи которых достигаются цели обучения, происходит овладение знаниями, навыками, умениями, формирование необходимых качеств личности.

В процессе обучения используются в различном сочетании следующие основные методы обучения: устное изложение учебного материала; обсуждение изучаемого материала; показ (демонстрация); упражнение; практическая работа; самостоятельная работа и др.

Прием — это составная часть, отдельная сторона метода. Прием является элементом метода, действием, отдельным шагом в реализации метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

Средства обучения — специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения. Основные средства обучения: средства, данные человеку природой (речь, мимика, жесты, позы и т. д.); учебная литература; наглядные пособия; информационные материалы; аудиовизуальное оборудование; аппаратное и программное обеспечение компьютерной технологии обучения; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешняя сторона организации учебного процесса; внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Формы организации обучения исходя из количества и состава обучаемых, мест учебы делятся на индивидуальные, индивидуально-

групповые и коллективные; классные (аудиторные) и внеклассные (внеаудиторные). В отечественной педагогике основной традиционно считается классно-урочная форма организации обучения.

В качестве основных видов учебных занятий в процессе обучения применяются урок, лекция, семинар, групповые занятия и упражнения, лабораторное занятие, практическое занятие, конференция, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа (в том числе и под руководством обучающего) и др.

Конечным элементом процесса обучения является результат как достигнутая цель обучения. Основными показателями достижения результата выступают знания, умения, навыки и качества личности.

Знания — это результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; это продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях; совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях действительности. В качественном отношении знания, как результат обучения, должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными.

Глубина знаний означает, насколько прочно усвоены сущность, внутренние связи, закономерности явлений, событий.

Гибкость знаний отражает способность творчески использовать их в меняющихся условиях.

Прочность — сохранение и устойчивость знаний.

Действенност ь — воплощение знаний в практических действиях.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Выделяют навыки:

· перцептивные (сенсорные, чувственные) — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик знакомого, воспринимавшегося ранее предмета;

· умственные (мыслительные, интеллектуальные) — автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее задачи;

· двигательные (моторные) — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Умение — это подготовленность к сознательным и точным действиям; освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;, приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески использовать свои знания и навыки в процессе практической деятельности.

Умения могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, опираясь на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данными. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыками. Высокий уровень умения означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах.

Профессионально важные качества — это качества, включенные в процесс деятельности, обеспечивающие эффективность ее выполнения и характеризующие человека как профессионала.

Диагностика обучения — это познавательно-преобразовательная деятельность по распознаванию (установлению, выявлению) особенностей участников процесса обучения и самого этого процесса, обстоятельств его протекания, точное и объективное определение результатов последнего в интересах достижения целей обучения. Диагностирование обученности включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов.

Результативность процесса обучения проявляется в уровне усвоения учебного материала, степени обученности, достижения поставленных целей.

Эффективность процесса обучения определяет соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата процесса обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.