Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Передовой педагогический опыт




Изучение опыта - издавна применяемый метод педагогического исследования. Под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей, которые достигли высокого качества в воспитании подрастающих поколений.

Передовой педагогический опыт - это:

• высокое мастерство учителя, т.е. такая практика, которая дает высокий устойчивый педагогический результат;

• практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то что иначе называется новаторством.

Для характеристики профессиональных качеств носителей передового опыта употребляются понятия: «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Эти понятия расположены так, что каждое последующее характеризует более высокий уровень проявления педагогического творчества учителей. Учитель-мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и вместе с тем вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Учитель-исследователь характеризуется не только мастерством и новаторским подходом к делу, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, созданием новых систем построения учебно-воспитательного процесса.

Признаки передового педагогического опыта:

• соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;

• устойчивые положительные результаты педагогической деятельности (показатели этого: возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - умение провести детальный анализ объекта подлежащего изготовлению);

• оптимальное расходование сил и средств, педагогов и учащихся для достижения устойчивого положительного результата обучения, воспитания и развития;

• наличие элементов новизны.

Передовой педагогический опыт в системе педагогической деятельности. Чтобы понять как возникает передовой педагогический опыт и как он связан с

педагогической наукой, его надо рассматривать в системе педагогической деятельности. Реализации функции общества по подготовке молодежи осуществляется посредством следующих видов деятельности:

• работы педагогов-практиков - учителей и воспитателей; они предают учащимся культурное достояние общества, формируют их способности, мировоззрение и моральный облик.;

• административной деятельности, организующей и направляющей педагогический процесс;

• научно-исследовательской деятельности, которой заняты ученые-педагоги, работники научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений;

• передачи материалов педагогической науки учительству и работникам народного образования (сюда относятся работа методических кабинетов, институтов усовершенствования учителей и т.п. Опыт дает эмпирический материал для разработки педагогической теории.

Анализировать и обобщать свой опыт необходимо каждому рядовому практическому работнику, каждому учителю, чтобы завтра работать лучше, чем сегодня, чтобы повседневный труд учителя не становился для него тяжелой обузой. А приобретал творческий характер, служил источником радости и вдохновения.

Становление передового педагогического опыта. Творчески работающий педагог постоянно анализирует свой труд и оценивает его результаты. Обнаружив, что результат не соответствует намеченной цели, он ищет причины расхождения, и в своей дальнейшей деятельности пробует по-другому решить поставленные задачи, ищет, изобретает новые подходы, приемы, дидактические средства, использует на практике их эффективность. Так возникает новаторский почин, передовой опыт. Такой путь возникновения передового опыта называется спонтанным. Но этот способ не гарантирует, что творческий поиск каждого будет направлен на решение наиболее актуальных задач. Этот недостаток преодолевается путем организации, коллективного творческого поиска. При коллективной работе по созданию передового педагогического опыта накопление его приобретает целеустремленный, планомерный, организованный характер. Но не следует противопоставлять друг другу спонтанный и организованный способы создания передового опыта, а надо искать гармоническое сочетание достоинств каждого.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.