КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовый план в составе бизнес-планаС развитием рыночной экономики в России планирование деятельности стало основой финансовой работы организаций. Характерным примером этого является бизнес-планирование. Отсутствие бизнес-плана — непреодолимое препятствие для развития или расширения бизнеса. От правильности и точности составления бизнес-плана зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности. Финансовые планы — важнейший элемент в составе бизнес-плана организации. В мировой практике комплексным документом, отражающим основные цели и содержание стратегического планирования развития организации и обеспечивающим максимальную эффективность принимаемых решений, является бизнес-план. При формировании бизнес-плана первостепенную роль играет сам процесс его разработки, в ходе которого решаются вопросы управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей и многие другие, происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пересмотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности организации. Необходимость повышения качества управления финансами организаций и преобразования финансового планирования обусловили объективную необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских организаций. Современный рынок, основанный на соблюдении равновесия между спросом и предложением и соизмерении доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных видов товаров и услуг. Цель разработки бизнес-плана — планирование производственно-экономической деятельности организации на краткосрочную и долгосрочную перспективу с учетом потребности рынка и возможности получения необходимых финансовых ресурсов. Финансовый план в составе бизнес-плана — это составной элемент системы тактического финансового планирования по развитию действующих и разработке новых производственных линий и производств. Эффективного развития любой организации можно достигнуть только при наличии определенной, тщательно выверенной программы действий, которая является отправной точкой при принятии таких решений, как: > определение конкретных направлений деятельности организации, целевых рынков и ее места на этих рынках; > формирование финансовой политики, стратегии и тактики достижения целей организации; > оценка финансового состояния организации и соответствие финансовых ресурсов достижению поставленных задач; > определение трудностей и выявление болевых точек, узких мест, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. В современной деловой практике разработка и составление бизнес-плана направлены на решение следующих задач: > получение кредитных средств; > поиск инвестора для реализации коммерческой идеи или инвестиционного проекта организации; > определение стратегии и способов ее осуществления; > повышение эффективности финансового менеджмента; > планирование реструктуризации бизнеса. Этим задачам соответствуют различные виды бизнес-планов. Основные из них: 1) бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта, в котором излагаются для потенциального партнера или инвестора результаты маркетинговых исследований, обосновываются стратегия освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты. В результате его составления формируется основа для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект; 2) в бизнес-плане организации определяется стратегия ее развития на 3—5 лет с разбивкой по годам, в первый год — поквартальной, с указанием основных финансовых показателей для обоснования объемов инвестиций, производственных и трудовых ресурсов; 3) бизнес-план, составленный для получения кредитных ресурсов на коммерческой основе, снижает кредитные риски. Кредитуя проект организации, кредитному учреждению необходимо получить гарантии возврата кредита и процентов по нему. Одной из форм такой гарантии является профессионально составленный бизнес-план. Разработка бизнес-плана позволяет получить все данные, необходимые для принятия решений об инвестировании. Коммерческие, технические, финансовые, экономические предпосылки и условия окружающей среды по отношению к деловому бизнес-проекту должны быть определены и тщательно проверены на основе рассмотрения альтернативных решений, изученных в предварительном технико-экономическом обосновании (ТЭО). Результат этих решений — бизнес-план, внешние условия и цели которого были четко определены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям и достижимой доли рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению организации, существующим сырьевым материалам, подходящей технологии и оборудованию, оценке влияния на окружающую среду. Финансовая сторона исследования при составлении бизнес-плана охватывает масштаб инвестирования, включая оборотный капитал, производственные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Это в значительной мере определяет характер проектов, изучаемых при разработке бизнес-плана. Однако при исполнении бизнес-плана следует иметь в виду, что организация может не достичь запланированного результата, так как большинство расчетов строится на прогнозируемых величинах. Поэтому, приступая к разработке бизнес-плана, необходимо учесть некоторые основные аспекты: 1) четко обозначить выгоды, которые получит инвестор в форме рыночной и финансовой отдачи от проекта. Эта информация содержится в резюме к бизнес-плану; 2) представить различные варианты развития проекта. Если вариант реализации проекта не обоснован, инвестор не может быть уверен, что составитель детально проработал проект и таким образом, предоставил ему возможность выбора приемлемого объема финансовых вложений; 3) провести полный анализ состояния рынка и маркетинговой стратегии организации. Очень часто анализу рынка сбыта уделяют недостаточно внимания, как и качеству маркетинговых исследований. Все это приводит к погрешностям в расчетах финансовых результатов проекта; 4) вносить необходимые изменения в типовую структуру бизнес-плана с целью отражения уникальности бизнес-идеи, сильных сторон проекта; 5) обратить особое внимание на оформление проекта, поскольку первое впечатление, безусловно, зависит от того, насколько понятно изложен бизнес-план. Процесс бизнес-планирования можно представить в следующей схеме (рис. 3).
Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, состоит из следующих разделов: > Резюме (представление бизнес-плана); > План маркетинга; > План производства; > Организационный план; > План по страхованию; > Юридический план; > План управления инвестициями; > Финансовый план. Значительная часть бизнес-плана раскрывает организационные и производственные факторы предлагаемой бизнес-идеи. В этих разделах бизнес-плана в обобщенном виде дается представление о рассматриваемой бизнес-идее (производство новых видов продукции, выход на новые рынки, освоение новых производств и технологий). В основной части бизнес-плана обосновывается величина затрат на реализацию и конкретизируется цена готовой продукции. В состав бизнес-плана входят детально рассчитанный производственный план, маркетинговые исследования рынка сбыта продукции, оцениваются степень конкуренции на рынке и насыщенность его аналогичными видами продукции и определяется стоимость проведения соответствующей рекламной кампании. Большое значение для решения способов привлечения капитала имеет юридический план, который определяет и обосновывает организационно-правовую форму будущего хозяйствующего субъекта и другие правовые аспекты бизнеса. В плане по страхованию находит отражение оценка рисков будущего проекта. При этом используются большой набор специальных методик по оценке рисков, а также экспертные оценки специалистов. Кредитные, валютные и другие виды финансовых рисков всесторонне анализируются в процессе бизнес-планирования с учетом вероятности их наступления и источников их возникновения. Таким образом, достигается определенная профилактика рисков и разрабатывается программа их страхования. Заключительным разделом является финансовый план, который разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, обобщающих материалов всех предыдущих разделов бизнес-плана в стоимостном выражении. Он посвящен планированию финансового обеспечения нового бизнеса с целью наиболее эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Финансовый план включает разработку следующих документов: > прогноз объема реализации продукции; > расчет безубыточности продукции; > прогнозный отчет о прибылях и убытках; > инвестиционный план; > прогноз движения денежных средств; > прогноз бухгалтерского баланса организации. Перечень перечисленных плановых документов соответствует требованиям мировой практики бизнес-планирования и отражает все важнейшие количественные и качественные финансовые показатели (объем продаж, величина общей прибыли, объем необходимых инвестиций, потребность в капитале, источники их привлечения, сроки погашения задолженности, окупаемость вложений, величина издержек производства и обращения). Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, составленных на основе маркетинговых исследований. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств организации. Другим документом финансового раздела бизнес-плана является расчет точки безубыточности. Он представляет следующие возможности для бизнес-планирования: > определение объемов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; > установление размера желаемой прибыли; > обеспечение гибкости финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовые факторы, динамика объемов продаж). С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Важный документ бизнес-плана, в котором отражаются объем инвестиций и источники их финансирования, — инвестиционный план. Он составляется после тщательного анализа производственных и финансовых возможностей организации и технико-экономического обоснования проекта. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования рассматриваются дисконтированные денежные потоки путем расчета чистой дисконтированной стоимости. Планирование капитальных вложений позволяет организации выбрать такие варианты привлечения денежных средств, которые могут обеспечить получение наилучших социально-экономических результатов. Прогноз баланса входит в состав основных документов бизнес-плана и представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, показывающего динамику финансовых операций организации, прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину ее финансового равновесия. Форма прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса организации, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации), активы организации должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как организации предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации. Рост активов организации должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах. Прогноз движения денежных средств — финансовый документ, отражающий движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования организацией денежных средств и определении источников их мобилизации, синхронности поступления и расходования, ликвидности организации. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |