Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое развитие в онтогенезе. Становление личности




Источники, движущие силы и условия психического развития

1. Методология и методы психолого-педагогических исследований

Методологическая база психолого-педагогического исследования, метод и методика исследования. Классификация методов (Б.Г. Ананьев). Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.

Виды психолого-педагогических исследований (теоретическое, эмпирическое и прикладное), сферы их применения, цель, основные методы. Диагностика и исследование. Этапы психолого-педагогического исследования.

 

 

2. Основные теории психического развития ребенка

(начало и середина 20 века)

Теории эндогенного направления. Теория трех ступеней развития К.Бюлера; концепция рекапитуляции С. Холла; нормативный подход (А.Гезелл, Л. Термен.) Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

Трактовка развития в психоанализе (З. Фред). Теории экзогенного направления. Концепция научения (Б. Скиннер). Теории социального научения, понятие социализации (Р. Сирс, А. Бандура.). Когнитивное направление (Ж. Пиаже, Л. Кольберг).

 

3. Культурно-историческое направление в возрастной психологии

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Специфика психического развития в онтогенезе. Закон развития высших психических функций. Роль среды. Проблема обучения и развития. Понятие социализации. Теоретическое и практическое значение идей Л.С. Выготского для возрастной психологии.

Теория онтогенеза психики в деятельностном подходе. Проблема источников и движущих сил психического развития в трудах А.Н. Леонтьева: идеи присвоения индивидом исторического опыта людей, воспроизводящая деятельность, ведущая деятельность. Деятельность и общение - основание развития и формирование личности.

Понятие социализации. Концепция Д.Б. Эльконина: активная природа присвоения, типы ведущей деятельности, закон периодичности разных типов деятельности, движущие силы психического развития. Модель развития общения М.И. Лисиной: формы общения, развитие форм общения.

 

4. Детско-родительские отношения как условие психического

и личностного развития ребенка

Семья как первичный институт социализации ребенка. Понятие родительских установок (позиций). Основные их параметры. Критерии родительских позиций: адекватность, динамичность, прогностичность. Виды родительской любви. Виды родительского контроля. Техники поддержания дисциплины.

Типология семей с нарушенными детско-родительскими отношениями (А.С. Спиваковская). Ребенок как жертва социализации в родительской семье: причины, последствия. Основные детерминанты родительского отношения.

 

5. Влияние детско-родительских отношений на личностное

и когнитивное развитие ребенка

Формирование детского самосознания и самооценки как результата усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему родителей. Способы воздействия родителей на самооценку ребенка. Положительные и отрицательные образы Я, внушаемые ребенку. Условия формирования низкой, средней и высокой самооценки. Варианты подростковой самооценки как результат неправильного родительского отношения (по Е.Т. Соколовой). Формирование у ребенка стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. Принципы социального воспитания. Влияние родительского отношения на интеллектуальное развитие ребенка. Диагностика детско-родительских отношений.

 

6. Проблема развития личности в психологии, периодизация психического развития в отечественной психологии

Категория развития. Понятие психического развития. Категория возраста: хронологический, биологический возраст. Проблема психологического возраста. Систематизация периодизаций (Л.С. Выготский). Периодизация Л.С. Выготского: стабильные и критические периоды, структура возраста. Развитие идей Л.С. Выготского в трудах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина: критерии возрастного периода; этапы развития личности по Л.И. Божович. Периодизация развития субъектности (В.И. Слободчиков).

 

7. Проблема периодизации развития личности в зарубежной психологии

Трактовка периодизации развития личности в психоанализе: освоение выделение стадий психосексуального развития (З.Фрейд). Эпигенетическая концепция развития Эго-идентичности Э. Эриксона. Общее и отличия в позициях З. Фрейда и Э. Эриксона. Основные понятия концепции Э. Эриксона: эго-идентичность, задачи развития, кризисы идентичности.

 

8. Неравномерность и гетерохронность психического развития

Формы проявления неравномерности психического развития. Отклонения в психическом развитии, их психологическая характеристика. Одаренные дети. Проблемы одаренности: детерминанты, диагностика. Категории одаренных детей по Н.С. Лейтесу. Психологические особенности одаренных детей. Особенности методов социального воспитания одаренных детей в школе, загородном лагере.

Сенситивные периоды в психическом развитии: отличительные черты, предположение о природе сенситивных периодов, их значение. Понятие гетерохронности психического развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.