Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика образования личности




 

1. Различные аспекты образования и воспитания личности в современном обществе

Понятие образования в различных аспектах: образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен, как система, как образовательная услуга. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Результативность образования. Основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования.

 

2. Педагогика: единство науки и практики

Педагогика как наука, ее объект и функции. Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Значение определений понятий для развития науки и практики. Виды педагогических знаний. Теоретические, эмпирические, методические и методологические знания. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

3. Методология педагогических исследований проблем образования

Содержание понятия «методология педагогики». Методология педагогической науки и деятельности. Функции методологии педагогики. Место методология педагогики в общей системе методологического знания. Уровни методологических знаний и их характеристика: философский, общенаучный, конкретнонаучный, технологический. Педагогическое исследование: определение, сущность, основные характеристики. Классификация исследований. Структура и логика педагогического исследования. Метод педагогического исследования: определение, сущность, классификация. Общая характеристика методов педагогических исследований. Выбор метода исследования. Виды педагогического творчества.

4. Понятие и характеристика целостного педагогического процесса

Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность, возрастосообразность. Педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты: цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Методологические подходы к построению педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, компетентностный. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе. Деятельность и общение субъектов педагогического процесса. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности и принципы педагогического процесса.

5. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Понятие «воспитание». Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе. Задачи и функции воспитания. Особенности процесса воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Содержание воспитания, различные подходы. Понятие «воспитанность». Критерии воспитанности. Самовоспитание и перевоспитание. Воспитание как институт социализации. Виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации.

 

6. Психологические аспекты воспитания

Стихийные механизмы становления личности («сдвиг мотива на цель», идентификация, механизм принятия социальной роли) и их значение для построения психологически грамотного воспитательного процесса. Критерии сформированности личности и этапы ее формирования (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев). Роль самосознания в становлении личности. Функции самосознания как условия и фактора личностного развития

7. Методы, средства и формы воспитания

Понятие «методы воспитания», их классификация и характеристика. Понятие средств и форм воспитания. Классификация и характеристика основных средств и форм воспитания. Условия выбора методов, средств и форм воспитания.

.

8. Организация воспитательной деятельности

Понятие и сущность «воспитательной деятельности». Природа и специфика воспитательной деятельности. Функции воспитательной деятельности. Объект и предмет, цель, структура и содержание воспитательной деятельности. Операциональная сторона воспитательной деятельности.

9. Сущность и характеристика педагогической технологии

Педагогическая технология: сущность, структура, подходы к классификации. Компоненты педагогической технологии. Понятие и виды педагогических задач. Педагогическая технология в контексте задачного подхода. Педагогическая технология и педагогическое мастерство. Педагогическое воздействие в педагогической технологии: функции и практическая реализация. Методика и технология целенаправленного воспитательного воздействия. Основные технологические элементы: педагогическое общение, педагогическое требование, создание и решение педагогического конфликта, информативное воздействие, их характеристика.

10. Обучение в целостном педагогическом процессе

Понятие о дидактике. Сущность и характеристика процесса обучения: различные подходы. Процесс обучения, его структура и функции. Виды обучения. Современные дидактические системы (традиционное, проблемное, развивающее, эвристическое, контекстное, игровое и т.п.). Понятие цели обучения. Таксономия целей обучения. Технология постановки целей в обучении. Содержание образования: его сущность и структура. Компетенции и компетентности в образовании. Соотношение целей и содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: учебный план, учебная программа, учебник, учебные пособия.

 

11. Методы, средства и формы обучения

Методы обучения: исторический аспект. Понятия: методы, приемы и правила обучения. Соотношение метода и приема обучения. Подходы к классификации методов обучения. Характеристика основных методов обучения. Классификация средств обучения. Условия оптимального выбора методов и средств обучения.

Понятие формы обучения. Историческое развитие форм обучения. Классификация форм обучения и их характеристика. Урок - основная форма обучения в школе. Лекционно-семинарская система.

 

12. Психологическая характеристика учебной деятельности

Концепция учебной деятельности В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина. Понятие «учебная деятельность». Структура учебной деятельности. Мотивы и цели учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия: их виды. Система параметров, характеризующих действия: фактический уровень выполнения, полнота выполняемых операций, мера обобщенности; степень освоения. Ориентировочная, исполнительная, контрольная части действия, их функции. Психологическая характеристика действий самоконтроля. Виды действий самоконтроля. Закономерности их развития в учебном процессе. Психологическая характеристика действий самооценки, их динамика при правильной организации учебных занятий. Проблема формирования действий самоконтроля и самооценки.

13. Контроль и оценка результативности учебного процесса

Понятие и сущность педагогического контроля. Контроль в структуре процесса обучения. Виды, формы и методы контроля. Оценка и учет результатов учебной деятельности. Традиционные средства контроля, оценки и отметки. Грамотность, образованность, компетентность как образовательные результаты.

 

14. Психолого-педагогическая концепция П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Умственные действия как основа понятий. Понятие типов ориентировочной основы действий. Стихийное и управляемое становление умственных действий. Характеристика условий формирования умственных действий и понятий по 2-му типу обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования. Шкала поэтапного формирования умственных действий, а на их основе понятий. Условия организации процесса усвоения действий по 3-му типу обучения. Теоретическое и практическое значение концепции П.Я. Гальперина.

 

15. Психологические основы концепции В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении

Характеристика теоретического мышления как образовательной ценности в работах В.В. Давыдова. Эмпирико-рассудочный и научно- теоретический типы мышления; эмпирические и теоретические обобщения. Научное и житейское понятия.

Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина. Проблема становления субъекта учебной деятельности. Психологическое содержание учебной задачи, особый характер учебных действий в развитии способности учащихся к рефлексии. Способ изложения учебного материала. Новообразования учебной деятельности по В.В. Давыдову. Зависимость развивающего эффекта от содержания учебных предметов. Теоретическое и практическое значение концепции В.В. Давыдова.

 

16. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова

Основные психологические проблемы традиционного обучения. Экспериментальная дидактическая система обучения Л.В. Занкова. Основные психолого-педагогические принципы развивающего обучения Л.В. Занкова.

 

17. Понятие и характеристика педагогической деятельности

Понятие и особенности педагогической деятельности. Структура и содержание педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Личностные и профессиональные качества педагога. Требования к личности педагога. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога. Структура и содержание профессионально-педагогической культуры. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры. Уровни профессиональной культуры педагога.

18. Психологическая характеристика педагогического общения

Педагогическое общение, его значение и функции Структура педагогического общения, психологическая характеристика его компонентов. Стили педагогического взаимодействия и их влияние на развитие личности учащихся.Характеристика личностно-ориентированного общения.

Проблема становления психологической глубины и культуры педагогического общения как важнейшего компонента педагогического мастерства.

 

19. Психология педагогического коллектива

Понятие педагогического коллектива. Характеристика развитого педагогического коллектива при ориентации на научно- практическую деятельность. Комплекс специфических условий профессиональной деятельности. Организация работы педагогического коллектива, стиль и методы руководства.

Социально- психологический микроклимат, факторы, оказывающие влияние на его формирование. Особенности лидерства и руководства. Принятие групповых решений. Удовлетворенность трудом как показатель сплоченности педагогического коллектива.

Проблемы психологического консультирования администрации школы по аспектам жизнедеятельности педагогического коллектива. Основные пути взаимодействия психолога с педагогическим коллективом, ориентированного на гуманизацию образовательного процесса.

 

20. Социально- психологическая характеристика конфликтов в педагогическом коллективе

Общее представление о конфликте. Определение конфликта, его деструктивность и конструктивность. Структурные элементы, факторы и динамика конфликта. Группы причин конфликтов в педагогической деятельности. Общее представление о неблагоприятном психологическом климате. Способы выявления конфликта. Субъекты конфликтного взаимодействия в педагогической деятельности. Конфликтное взаимодействие педагогов и учеников. Пути разрешения конфликтов. Конфликты на линии взаимодействия «администрация-учителя». Влияние стиля руководства на уровень конфликтности в группе. Диагностика стиля руководства. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

 

21. Методы активного социально-психологического обучения

Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Основания их классификации. Виды, цели и задачи тренингов. Общая характеристика игровых методов социально-психологического обучения: виды, цели и задачи игр (деловые, ролевые, оргдеятельностные игры).

 

22. Дискуссия и различные виды игр как методы активного

социально- психологического обучения

Место дискуссионных методов в системе методов активного социально-психологического обучения. Виды дискуссионных методов: групповая дискуссия, обсуждение профессиональных казусов, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.

Цели и задачи использования дискуссии в профессиональной деятельности психолога и педагога. Технология и эффекты групповой дискуссии. Использование принципа проблемности в активных методах обучения: метод конкретных ситуаций, организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.