Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное воспитание детей в Советской России 2 страница




предлагал создание закрытых специальных воспитательных уч-

реждений, отделенных от общества, которое вредно влияет на

растущего человека. Основное содержание воспитания в подоб-

ных учреждениях – это воспитание нравственности, которое

осуществляется при помощи целого комплекса условий: дисцип-

лины; отношений заботы и поддержки друг друга («пусть будет

основным правилом учреждения, чтобы каждый, кто в какой-

либо отрасли выдается, помогал в этом отношении другим и при-

нимал на себя некоторые обязанности и присмотр за другими»);

сочетания учебы и трудовой деятельности, т.к. учреждение

должно быть экономически самостоятельно, а также – потому что

личное участие в содержании своего воспитательного учрежде-

ния лучше всего прививает воспитаннику привычку работать для

целого, развивает в нем тот социальный инстинкт, которым дер-

жится государство. По сути, речь идет о целостном социально-

педагогическом комплексе, в котором должны воспитываться

мальчики и девочки под присмотром специально подготовленных

людей. «Маленькое общество, в котором дети образуются людь-

ми, также как большое, в которое они должны со временем всту-

пить совершенными, должно состоять из соединения обоих по-

лов; они должны взаимно, один в другом, признавать общее че-

ловеческое достоинство и научить дружелюбию, прежде чем

внимание обратится на различие полов и они станут мужьями и

женами» [61].

В начале XIX в. в философии формируется новое направление

– «позитивизм», связанное с ориентацией научного знания на «по-

зитивные», точные данные конкретных наук (О. Конт, Дж. Милль,

Г. Спенсер). В рамках этого течения особое внимание уделяется

проблеме индивидуального и социального в контексте разделе-

ния личностного и общественного. Общество начинает тракто-

ваться как внешняя среда, которая влияет на поведение личности,

а образование – как вид воздействия общества на человека. По

мнению О. Конта (основатель социологии, науки об обществе),

индивидуум, рассматриваемый изолированно от общества, есть

абстракция; нельзя разграничивать частные и общественные

функции. Например, этика есть наука о солидарности жизни все-

го человеческого рода и основывается на социальном инстинкте,

а развитие индивидуума совершается всецело в пределах общест-

ва и определяется законами развития общества. Исходя из этой

мысли, ученик Конта Робен определил педагогику как искусство,

вытекающее из социальной динамики, т.е. из науки о законах

развития общества.

Социальные учения XIX в. представлены также идеями

К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895). Критикуя

идеи социального утопизма, они предложили иной подход к ре-

шению задачи формирования человеческой личности и места вос-

питания в развитии человека. Рассматривая соотношение природ-

ного, биологического и социального в развитии индивида,

К. Маркс и Ф. Энгельс отвергли положение о человеке как про-

дукте воспитания, среды и обстоятельств. Ими предлагался другой

тезис: совпадение изменения обстоятельств и человеческой дея-

тельности может быть рационально понято «только как револю-

ционная практика». На этой основе они сформулировали свое по-

нимание сущности человека, который является совокупностью

всех общественных отношений. Это входило в их обоснование не-

обходимости __________классовой борьбы, создания революционной партии

рабочих и установления диктатуры пролетариата. Идея единства

революционного преобразования общества и воспитания нового

человека составила базисную основу идей К. Маркса и Ф. Эн-

гельса о коммунистическом воспитании.

По мысли К. Маркса, для всесторонне развитого индивида

выполняемые им различные общественные функции представля-

ют «сменяющие друг друга способы жизнедеятельности». Эту за-

дачу призвано решать целостное развитие человека, основанное

на единстве всех сторон воспитания, формирующий новый тип

личности – «тотально развитый индивид». Такое понимание при-

вело К. Маркса и Ф. Энгельса к выводу, что тенденция крупной

промышленности вовлекать детей и подростков в сферу произ-

водства является прогрессивной.

Гуманистическому нравственному идеалу социалистов-

утопистов XIX в. о воспитании детей и юношества в духе соци-

альной солидарности, единения и взаимопомощи различных со-

циальных групп общества К. Маркс и Ф. Энгельс противопоста-

вили требования нравственного воспитания в духе своих пред-

ставлений о пролетарской классовой морали. Поскольку движе-

ние к коммунизму не только социальный, но и нравственный

идеал, борьба за его утверждение выступала как решающий кри-

терий, которым надлежит измерять реальные дела и отношения

людей. Моральное совершенство индивида предполагало четкое

разграничение его частных интересов и общих, коренных интере-

сов рабочего класса.

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.
У основ формирования дидактики стояли труды немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571–1635). Ратке закончил в университете в г. Ростоке, где изучал теологию и философию, но отказался от карьеры священника и стал заниматься педагогической деятельностью. Изучив опыт немецких городских школ, В. Ратке выступал за реформирование процесса обучения, изменение принципов и содержания образования. По мнению педагога, преобразования должны основываться на новых принципах обучения, которые были сформулированы им практически одновременно с Я.А. Коменским. Так, В. Ратке настаивал на том, чтобы процесс воспитания организовывался сообразно с законами природы, при этом он считал, что все дети равны от рождения и подобны «чистой доске», которая заполняется взрослым человеком в соответствии с целями воспитания.
В. Ратке полагал, что в обучении следует учитывать особенности процесса познания, в котором на базе восприятия предметов и явлений осуществляется осмысление этих восприятий. В этой связи он считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. При этом Ратке оставался сторонником классической формы преподавания – лекции. Анализируя возможности школьного обучения, педагог был последователем гуманистов и выступал за обучение на родном языке; на основе аналитико-звукового метода обучения грамоте создал ряд учебников и хрестоматий для немецкой школы. В управлении школой В. Ратке, признавая приоритет педагогического контроля, настаивал на необходимости сделать все школы государственными, предъявлял высокие требования к методической подготовке учителя и ратовал за повышение социального статуса учительства.
Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил Герборнскую академию и Гейдельбергский университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью, создал ряд педагогических работ и учебников для школы.
Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором, как и в других его произведениях, основной выступает идея пансо-фии – всеобщей мудрости, что означает «знание всех вещей», реально существующих в мире. По мнению педагога, возможность улучшения социальной жизни и избавления общества от несправедливости кроется в совершенствовании системы воспитания и образования людей, поскольку это позволит совершенствоваться каждому человеку и, как следствие, всему миру. В этой связи педагог в течение всей жизни старался создать программу всеобщего воспитания и комплексного метода формирования личности, основанных на непрерывном процессе усовершенствования всех и всего посредством творческого труда. В ХХ в. этот постулат Я.А. Коменского был развит в теории и практике непрерывного образования.
Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.
Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет). На этапе дошкольного образования, когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания педагог называл трудовое и нравственное. На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей. Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний.
В организации обучения Я.А. Коменский вначале отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Впоследствии он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире, и создал учебник нового типа – «Открытая дверь языков и всех наук», в котором явления окружающего мира давались в их целостности и единстве с позиций различных наук. В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы.
1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение, что нашло отражение в «золотом правиле» дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, «так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало путь к завтрашнему», в результате у ученика сложится целостная система знаний.
3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». В этой связи особую значимость приобретала ясность преподавания, заключающаяся в отчетливом разъяснении всех положений без особенного углубления в детали, но в отчетливо прослеживающейся логике.
4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания», – утверждал Я.А. Коменский.
Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются: а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.
Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Педагог уделял внимание изучению главных категорий воспитания – целей, содержания и методов. Соответственно принципу природосообразности воспитание должно основываться на анализе законов духовной жизни человека и согласовании с ними всех педагогических воздействий. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.

Педагоги, общественные деятели Характеристики, идеи социальной педагогики XX в. Отличиясоциальной педагогики XX в.
Рудольф Штейнер (1861-1825), немецкий философ, деятель культуры «Вальдорфская педагогика» - Основная задача воспитания - целостное развитие человека. Основные принципы: построение воспитательной деятельности на основе ритмов жизни человека: дыхания, пульса (педагогам следует понять основной семилетний цикл ритмов и работать в соответствии с ним); авторитет воспитателя, учителя; свобода и, как следствие, отсутствие страха у детей в воспитании; постоянная забота о развитии личности и равное внимание к ее мыслительной, эмоциональной, нравственно волевой сторонам; постоянное общение с природой, сотрудничество учителей, родителей, учащихся. Разработанная им теория трех «эпох» развития ребенка позволила увидеть связь между различными периодами детства, наметить пути подготовки детей к взрослой жизни, их «вхождение» в жизнь общества. Р. Штейнер также считал возможным применить свою педагогику к воспитанию детей, имеющих нарушения здоровья. Они проходили курс оздоровительного лечения и социального воспитания в специализированных лечебно-педагогических учреждениях, которые работали по его методике. Свои социально-педагогические идеи Р. Штейнер реализовывал в первой свободной школе (1919) в г. Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», ставшей известной в мире как вальдорфская школа. Она положила начало открытию подобных школ во многих странах мира. В начале XX столетия все больше стало ощущаться недовольство сложившейся системой воспитания и обучения. Многие западные педагоги настаивали на необходимости в процессе воспитания следовать за природой детей, лучше организовывать среду, в которой формируется ребенок. Научная революция XX оказала существенное влияние на дальнейшее развитие социальной педагогики. Прежде всего - через философию. Новые направления в философии обогащают педагогику в целом и ее самостоятельную ветвь - социальную педагогику идеями прагматизма, экзистенциализма, фрейдизма, неотомизма. Отсюда исходят новые педагогики с социальной направленностью: прагматическая, «новая гуманистическая», фрейдизм, современная католическая. Происходит сближение социальной педагогики и с другими науками: психологией, физиологией, анатомией, историей, социологией и т.д. Сотрудничество с педагогическими науками влияет и на другие области знания. В них появляются самостоятельные направления, обычно имеющие солидный социальный подтекст: философия воспитания, философия образования, педология, педагогическая психология, психология воспитания и образования, возрастная физиология, биологические основы воспитания, экология человека, экономика образования, педагогическая этика, социология образования и др. Проблемы человека, создание социальных условий для его воспитания и образования превращаются в эпоху научной революции в одну из важнейших глобальных проблем современности, что, в конечном счете привело к созданию мирового педагогического сообщества. Интенсивно развивающиеся межнаучные связи в сочетании с собственными достижениями в социальной педагогике вызвали к жизни множество новых идей, связанных с формированием социально развитой личности. Научная революция открыла немало любопытных явлений в сфере знаний. Одно из них - более интенсивное обращение к накопленному веками педагогическому наследию, его новому осмыслению. Приходит все более ясное понимание, что без истории науки не может быть и самой науки. «Оживляются» и возвращаются к жизни казалось бы уже навсегда забытые теории. Давая общую оценку состояния социальной педагогики как науки в период НТР, можно говорить об ее несомненном подъеме. Еще шире становится ее поле деятельности, очевиднее успехи», увеличивается спрос на ее услуги по организации и функционированию социальных служб, подготовке специалистов. Следование приоритетам общечеловеческих ценностей окончательно берет верх над иными. Свидетельство тому - Декларации 1924 и 1959 гг. и Конвенция 1989 г. Основная идея, объединявшая педагогов-реформа­торов, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, уме­ющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.
Георг Кершенштейнер (1854-1932), немецкий педагог «Трудовая школа» - подготовка ребенка к служению общим интересам будет гораздо успешней именно в «трудовой школе», которая, обладая гибкой социальной направленностью, развивает социальные инстинкты ребенка и позволяет осуществлять его эффективную профессионально-трудовую подготовку. В историю социальной педагогики Г. Кершенштейнер вошел и как автор теории гражданского воспитания, изложенной им в книге «Понятия гражданского воспитания» (1910). Суть этой теории заключалась в формировании у молодежи представлений о гражданском назначении, потребности служить своему отечеству. По Кершенштейнеру, цель воспитания состоит в подготовке полезных обществу граждан. Именно этим объясняется выдвижение им требования государственного образования для всех подростков от 13-ти до 18-ти лет, причем образования всестороннего, в интересах общества и общественной культуры. Такое образование и воспитание он связывал с занятием определенной профессией, в овладении которой существенную роль отводил школе как важнейшему социальному институту. Кроме того, Г. Кершенштейнер высоко оценивал в процессе социализации деятельность различных внешкольных молодежных организаций.
Джон Дьюи (1859-1952), американский философ, педагог, психолог «Прагматическая педагогика» - Социально-педагогические идеи: связь школы с жизнью, соответствие школьного образования интересами потребностям ребенка, индивидуализация обучения, повышение эффективности учебного процесса, трудовое обучение. Главная цель воспитания - содействовать самореализации личности, осуществлению ее желаний и интересов. Критерием самореализации является адаптация личности к среде, которая в свою очередь происходит как ответная реакция человека на воздействие со стороны среды. Каждый ребенок делает это конкретными действиями, через «пробы и ошибки», в соответствии со своими врожденными инстинктами и сложившимися привычками. Именно здесь и необходима помощь ребенку. Функция воспитания - «реконструкция и реорганизация опыта ребенка», чтобы уменьшить или вообще устранить ошибки и стихийные привычки. Обогащение опыта детей полезным содержанием - задача, считает Д., более важная, чем сообщение им знаний и традиционное педагогическое воздействие на ребенка. Особенности социального воспитания в новых условиях (рубеж XIX–XX вв.) изложены Дьюи в работе «Школа и общество», где он утверждал, что, поскольку воспитание детерминировано экономическим и социальным развитием общества, люди должны учиться жить в новых условиях. Большую роль в этом он отводил новой общественной школе, которая из «школы слушания» должна превратиться в «прагматическую школу». Именно в этой воспитывающей и обучающей среде дети гораздо успешнее смогут развивать личную активность, инициативу, чувство социального сотрудничества.
Вильгельм Август Лай (1862-1926), немецкий педагог, ученый, один из основателей экспериментальной педагогики «Школа Действия» - Идея: опереться в воспитательном процессе и обучении на природное стремление ребенка к постоянной и разносторонней деятельности. Он говорит о том, что школа действия представляет собой разностороннюю деятельность, куда входит и производственный труд, она должна стать для детей общиной, в которой моделируется природная и социальная среда. Именно такая школа заставляет ученика соотносить свои действия с законами природы и требованиями окружающего его социума. Поэтому одну из первоочередных задач воспитания он видел в создании благоприятной для развития личности биологической и социальной среды.
Мария Монтессори (1870-1952), итальянский педагог, врач, философ «Свободное воспитание» - Идея: по своей природе ребенок активное существо и, утверждает она, способен без воздействия извне к самостоятельному развитию в том числе и обучению. Задача воспитателя лишь в том, чтобы обеспечить ребенка «пищей», необходимой для его саморазвития, создавать для этого соответствующую среду. Основные принципы: прежде всего - это интерес ребенка, который приводит к его сосредоточению на учебе; сотрудничество разновозрастных детей и сотрудничество их с педагогами. Педагогика Монтессори обращена к чувственному восприятию детей, которое, по ее словам, составляет главную основу умственной жизни. М. Монтессори считает одной из основ своей школы «человеческий инстинкт автономности» (У маленького ребенка есть интерес не только к игре и веселью, но и к серьезной работе. Выбирая материал, дети в занятиях с ним усложняют задачи. Учатся планировать, распределять, выполнять обещанное.).
Эллен Кей (1849-1926), шведская писательница, педагог «Свободное воспитание» - Э. Кей призывала общественность к борьбе за призна­ние социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индиви­дуальности ребенка. Школа, в свою очередь, также должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним вос­питанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований. Э. Кей смело называла XX в. веком ребенка, очень точно выразив изменившуюся ситуацию по отношению к нему. В этой связи она отстаивала новую для того времени идею защиты прав ребенка на неприкосновенность его внутреннего мира, на недостатки характера и др.
Пауль Наторп (1854-1924), немецкий философ, теоретик социального воспитания «Социальная педагогика» - В 1905 г. была издана «Всеобщая педагогика в тезисах…», а в 1909 г. – труд «О философии как науке, фундаментальной для педагогики». В них автор рассмотрел проблему научного статуса и содержания педагогики. В частности П. Наторп развивает идею о том, что педагогика создается как наука о человеке и поэтому может быть обоснована только философски. Такой подход помогает сформулировать цель воспитания и пути его реализации. П. Наторп подводит к выводу о том, что социальное воспитание является основной функцией, через которую человек осмысливает общественную деятельность. Воспитание и образова­ние в социальной педагогике П. Наторпа превращались в вы­работку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Именно с этой целью П. Наторп предлагал создать единую для всех слоев населения школу, которая могла бы привести к устра­нению классовых противоречий и снятию острых социальных проблем.
Роберт Баден-Пауэлл (1857-1941), британский военачальник, основатель скаутского движения, писатель «Скаутизм» - Основные идеи изложены в книге «Скаутинг для мальчиков» (1908). Вскоре движение скаутов охватило многие страны Европы, Америки, Азии, Австралии. В 1920 г. на международной конференции скаутов была основана Всемирная организация скаутского движения, объединявшая детей из более чем 30 стран мира. Идеология скаутизма строилась на общечеловеческих ценностях. Ее главные идеи отражены в нескольких принципах: долг перед Богом; долг пред другими; долг перед собой. На этих принципах построено торжественное обещание и законы скаутов. Программы скаутов базируются на игре как скаутском методе, способствующем развитию ответственного поведения как в малой группе, так и в обществе в целом. По сути, они являются своеобразной базой социализации и социального развития подростков. Особенность скаутизма состоит и в том, что в нем участвуют взрослые – скаутмастера (верхняя граница возраста отсутствует), родители. Это способствует преодолению традиционного конфликта между поколениями. Скаутизм не заменяет воспитания в семье, школе, церкви, а лишь дополняет образовательные и воспитательные социальные институты. Доступность и ясность методики скаутизма, ее простота и удобство в практическом использовании делают популярными скаутские программы. Они охватывают важнейшие стороны детства, включая права ребенка, его здоровье, профилактику наркомании, экологию и защиту окружающей среды, воспитание в духе мира, социальную реабилитацию, работу с семьями беженцев и др. Атмосфера дружбы и взаимопомощи, отсутствие при приеме в организацию ограничений по социальным, религиозным и национальным признакам создают идеальные условия для воспитания демократических навыков и гражданской ответственности. Скаутизм способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности.
Эмиль Дюркгейм(1858—1917), французский социолог, психолог «Социальная педагогика» - Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд исторических стадий, каждой из которых присущи свои собственные системы идеалов воспитания - "коллективные представления". Современная цивилизация, по мысли Дюркгейма, вобрала в себя компоненты "коллективных представлений" предшествовавших эпох и одновременно выработала особые педагогические идеалы и ценности. Процесс воспитания - это прежде всего приобщение каждого члена общества к "коллективным представлениям" своего времени. Э. Дюркгейм, убежденный в общественном характере педагогического процесса ("Воспитание - методическая социализация"), писал, что деятельность школы состоит "прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда". Подчеркивалось, что индивид отнюдь не полностью зависит от императивов "коллективных представлений", обладая собственными, природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение "индивидуальной социализации".

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)

Представитель свободного воспитания. Самый известный последователь Толстого. Самое главное в воспитании - воспитание нравственной личности, развить у каждого ребенка самостоятельное системное мышление.

"Дом свободного ребёнка" в Москве просуществовал три года. Обучали детей, чьи родители могли платить. Развивали творческие способности, в основе лежала свобода. Ребёнок должен стать в центре воспитания и образования. В этом учереждении не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Обучались дети от трех до 13 лет, которые объединялись в зависимости от возраста и интересов в свободные группы. Постоянных учителей нет, их заменяют родители. Дети и родители составляют своеобразное объединение - "Дом свободного ребенка", куда дети приходят поиграть, побеседовать со взрослыми, и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематическое учение отсутствует. Центром занятий являются мастерские с разнообразными видами ручного детского труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.