Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: структурные элементы, функциональные элементы, суперсистема, интерфейс, ожидаемый результат, входы, выходы, обратные связи




Синергетика рассматривает неупорядоченность, хаос в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции. Через хаос, учит синергетика, осуществляется связь разных уровней организации. В соответствующие моменты – моменты неустойчивости - малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры [7[. Из этого общего представления следует, в частности, что усилия, действия отдельного человека не бесплодны, они отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.

Самоорганизацией – называется возникновение упорядоченных структур и форм движения из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых, нерегулируемых форм движения без специальных, упорядочивающих внешних воздействий.» [6, с.61[.

Древние греки называлихаосом неупорядоченное, бесформенное первосостояние мира в момент отделения Неба от Земли, из которого произошло всё сущее. Какая-либо форма структура (у грековкосмос) может возникнуть из хаоса благодаря внешнему воздействию или под действие сил самоорганизации. Религиозное объяснение происхождение мира склоняется к первому постулату, современная наука пытает объяснить феномен вселенной и жизни, исходя из второго.

Синергетика поражает необычными идеями и представлениями, она учит нас видеть мир по другому. Синергетику можно рассматривать как часть общего системного анализа, поскольку и в синергетике, и в системном анализе основной интерес представляют общие принципы, лежащие в основе функционирования системы. [5,17[.

Новый толчок развитию системного подхода дали труды немецкого ученого Г.Хакена, он рассмотрел процессы самоорганизации, или процессы перехода от хаоса к порядку и назвал теорию самоорганизациисинергетикой (теория совместного действия). Синергетика разрушает многие наши привычные представления. Вплоть до настоящего времени многих пугает хаос. Ещё в мифологии он уподоблялся зияющей бездне. Хаос представлялся деструктивным началом мира. Случайность тщательно изгонялась из научных теорий. Она считалась второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Существовало убеждение, что случайности никак не сказываются, забываются, стираются, не оставляют следа в общем течении событий природы, науки, культуры.

Синергетические представления о системах

Картина мира, рисуемая рационально-классическим декартовским разумом, это мир, жестко связанный причинно-следственными связями (принцип детерминизма). По причинным связям ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и в будущее.

Классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывался на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейно предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме:

управляющее воздействие желаемый результат.

(На этой идее развивалась вся традиционная «формирующая» педагогика).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как можно выделить систему из окружающей среды?

2. В чем различие открытых и закрытых систем.? К какому типу принадлежат социальные системы?

3. В чем особенность синергетического понимания развития систем?

 


 

Лекция 3. Основы теории социальных систем

Цели изучения лекции:

А) знать В) уметь
- основные понятия теории систем; - дать видеть социальные объекты с позиций теории систем;
- структурные и функциональные элементы модели социальной системы; - определять содержание структурных элементов социальных систем;
- четырехзвенный подход в построении теории социальнойпедагогики и социальной работы. - определять содержание функциональных элементов социальных систем.
Вклад в развитие компетентности: - системного видения социальных явлений

 

На базе основных положений теории систем строится и теория социальных систем. Мы полагаем, что каждая профессия обладает культурой и внутри культуры можно выделить философию или перспективу представления мира. Встроенным в эту философию будет восприятие цели; служащее этой профессии.

Затем, профессиональные цели операционализируются теориями или, по крайней мере, интегрированным множеством концепций. Затем разрабатывается технология, включая методы и материалы, которые операционализированы этими теориями/концепциями. В конечном итоге технологии воплощаются в практику.

 

Кратко говоря, в процессе программы обучения мы социализируем наших студентов в этой перспективе, даем им необходимые теории/концепты, помогаем им изучить технологии, и через практику приобретать способность применять технологии (in protected and supportive) в практике предохранения и поддержки окружения.

Этот процесс может быть подытожен в терминах четырех-звенного подхода, который связывает эти звенья теории с практикой, (с. 14)

I II III IV

Философия/

перспектива Теория Технология Практика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.