Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: сущностные признаки человека,рсветская антропология, религиозная антропология




Сущностное определение человека.

Философская антропология.

Лекция 5

Идея методологии изучения «мягких» систем принадлежит английскому ученому П.Чекленду. Он привлек внимание к двум альтернативным парадигмам, которые объясняют природу и значение системного мышления. В одном случае действительность рассматривается как системная (системы сотворены природой или человеком) и изучается систематически. В другом случае мир рассматривается как проблематичный, возможно системный, но слабоструктурированный, допускающий много интерпретаций. Реальность такого типа изучается также систематически. Таким образом, в методологии «мягких» систем (ММС) система рассматривается не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. При этом системные идеи рассматриваются как потенциально полезные ввиду того, что наше интуитивное знание мира позволяет полагать, что его элементы в значительной степени взаимосвязаны, его стабильность, непрерывные изменения могут быть изучены системно. [1,с.33[.

 

Цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- сущностные характеристики человека; - характеризовать сущностные характеристики человека;
- основные положения философской антропологии; - различать светскую и научную антропологию человека;
- светские и религиозные трактовки антропологии - обосновывать научную точку зрения на сущность человека.

 

1. Источники знаний о человеке и сферы жизнедеятельности человека

2. Основные идеи философской антропологии о человеке

3. Светская и религиозная антропологии

4. Этапы развития живого и сущностные характеристики человека.

С незапамятных времен человек стал изучать окружающий мир и сначала приспосабливался под него, а затем с развитием цивилизации стал изменять мир под себя, приобретая все большее могущество над природой. В.И. Вериадский назвал эпоху, когда человеческий разум проникает во все сферы человеческого разума – ноосферой.

Идея круга, окружения является одним из древнейших архетипов человеческого сознания, которая потом с развитием пространственного мышления перешла в идею “сферы”, т.е. шара.

Мы пользуемся терминами социосфера, понимая под этим совокупность человеческих отношений в обществе, в котором живет человек.

Техносфера – совокупность технических средств, приборов, приспособлений, которые окружают человека.

Инфосфера – совокупность информации, которая окружает человека.

А.И. Бердяев сказал: “В человеке пересекаются все круги бытия”.

Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира.

Как существо, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности, высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Он зависит от природной среды и вместе с тем он вносит в нее принципиально новое начало. Человек есть новизна в природе. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека ставилась в религиозном сознании.

Различия христианских антропологий: католическая антропология, протестанская антропология, православная антропология.

Католическая антропология – человек сотворен естественным существом, акт благодати дает ему сверхъестественные дары. В грехопадении человек теряет эти дары, но как существо естественное, он мало поврежден.

Протестанская антропология – человек оказывается не духовным существом. Грехопадение извратило и уничтожило человеческую природу, помрачило разум, лишило его свободы и поставила всю его жизнь в зависимость от благодати.

Православная антропология – в центре стоит учение об образе и подобии Божьем в человеке, т.е. человек сотворен духовным существом. В грехопадении богоподобная и духовная жизнь человека не уничтожена, а лишь повреждена.

Парадоксом является тот факт, что человек стал объектом собственного изучения только в ХХ веке. Тезис древнегреческого философа Протагора “Человек есть мера всех вещей” по настоящему стал пониматься через 2,5 тысяч лет.

В начале ХХ века немецкий ученый Макс Шелер поставил задачу целостного изучения человека и заложил тем самым основание философской антропологии.

По его мнению, в истории человечества слово “человек” ассоциируется с тремя кругами идей.

1.Круг идей иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении.

2.Греко-античный круг представлений, в котором самопознание человека впервые возвысилось до понятия о его особом положении, благодаря наличию у него разума, логоса (мышления). С этим учением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, к которому причастен и человек, и только он один из всех существ.

3.Третий круг представлений – это представления современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть поздний итог развития Земли. И отличается от предшествующих форм животного мира, только степенью сложности соединения энергий и способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.