Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Общее понятие о личности




ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

Структура курса “Психология и педагогика”, его содержание, порядок изучения. Значение психолого – педагогических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях.

Предмет психологии, ее задачи. Теоретические, методологические, естественно - научные основы психологии.

Характеристика психики. Функции и строение психики.

Основные отрасли (области) психологической науки. Основные категории психологии: психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, поведение, сознание, личность, индивидуальность, развитие, деятельность, общение.

Принципы и методы психологических исследований.

 

 

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Современные представления о личности в различных психологических теориях.

Структура личности. С.Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев, З. Фрейд, К. Г. Юнг о структуре личности.

Развитие личности - предпосылки, факторы, уровни развития личности.

Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации.

Направленность личности. Структура направленности. Виды направленности. Место и роль потребностей, интересов и мировоззрения в мотивации поведения и деятельности личности. Динамика развития профессиональной направленности личности.

ТЕМА 3: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Общее понятие деятельности в психологии.

Виды деятельности (игра, учение, труд). Функциональная и психологическая характеристика деятельности. Цель, мотивы, средства и способы деятельности. Объективные и субъективные условия эффективности деятельности.

Понятие об интериоризации и экстериоризации. Приобретение знаний. Процесс возникновения навыка. Кривые упражнения. Соотнесение навыков и умений. Структура профессионального мастерства.

 

ТЕМА 4:ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Общее понятие об ощущениях и анализаторах. Классификация ощущений: экстерорецептивные, интерорецептивные, проприоцептивные. Чувствительность и ее измерение. Пороги чувствительности: верхний, нижний, разностный. Явление адаптации. Индивидуальные различия в ощущениях.

Общее понятие о восприятии. Отличие восприятий от ощущений. Свойства восприятия. Целостность. Осмысленность. Избирательность. Виды восприятия. Восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии и ошибки восприятия.

Понятие памяти. Общая характеристика памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, словесно - логическая, кратковременная, долговременная, оперативная. Их характеристики. Процессы памяти. Запоминание. Приемы запоминания. Сохранение. Условие прочного сохранения материала. Узнавание и воспроизведение. Забывание. Развитие памяти. Методы тренировки и совершенствования памяти.

Внимание. Понятие внимания. Особенности внимания как психического процесса. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Рассеянность внимания.

Общая характеристика мышления. Особенности мышления как психического процесса. Классификация видов мышления, их характеристики: теоретическое и практическое; интуитивное и дискурсивное; продуктивное и репродуктивное; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение. Способы мышления. Формы мышления. Качества ума.

Воображение. Понятие и общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество. Воображение в разных видах творческой деятельности. Развитие воображения.

Речь. Значение речи в жизни человека, в его поведении. Речь как средство общения и мышления. Виды речевой деятельности, их назначение. Характеристики речи – выразительность, воздейственность, понятность, содержательность.

ТЕМА 5: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ.

Общие понятия эмоций и чувств. Функции эмоций и чувств: регулирующая, сигнальная, коммуникативная, подкрепляющая. Особенности эмоций и чувств как психических процессов. Классификация эмоций и чувств: по степени влияния на жизнедеятельность человека; по степени удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека. Настроения, аффекты, страсти как своеобразные виды эмоциональных переживаний, их характеристика.

Высшие чувства – интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Развитие эмоциональной сферы личности.

Понятие воли. Природа и психологическая структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Характеристика волевых качеств личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.