КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и формы организации учебной деятельностиПедагогический процесс. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс -- это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими понятия тождественны.
В действующей программе по курсу педагогики выделяются три основные группы методов воспитания: 1. Методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов). К ним относятся лекции, рассказы, доклады, беседы, диспуты, конференции и т. п. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся педагогические требования, поручения, создание воспитывающих ситуаций. 3. Методы стимулирования деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, соревнования, порицания. Что касается методов обучения, то они классифицируются по таким трем основным группам: 1. Группа методов организации учебно-познавательной деятельности. Сюда входят словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2. Группа методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии и др.). 3. Группа методов контроля (устного, письменного, лабораторного) и самоконтроля в процессе обучения. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
В структуре процесса обучения можно выделить: 1. формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся; 2. формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся. Основная цель теоретического обучения - вооружение учащихся системой знаний, практического - формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно, так как теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны между собой. К формам организации теоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практического обучения - практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик, деловая игра. Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему: - познавательного и воспитательного общения; - взаимодействия; - отношений обучающего и обучаемых. Результатом такого взаимодействия является: - профессиональное совершенствование педагога; - усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков; - развитие психических процессов учеников и студентов; - развитие нравственных качеств учеников и студентов. Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть: - коллективной; - групповой; - индивидуальной. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут) Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется) Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |