Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы обучения




Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Образовательная функция – усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция – формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

 

Принципы – это некоторые исходные положения, на которые надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.

Основные принципы обучения:

- наглядность обучения;

- сознательность и активность учащихся в обучении;

- научность обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. К.Д. Ушинский писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще…, – значит, нужен принцип наглядности. Используются различные виды наглядности.

Естественная наглядность – ознакомление с реальными предметами, объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы.

Экспериментальная наглядность – ознакомление учеников с процессами и явлениями в ходе опытов (химические реакции и т.п.).

Картинная или картинно-динамическая наглядность – дает отображение реального мира (фото, рисунки, картины, немые кинофильмы и т.п.).

Объемная наглядность – это макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры и т.п.

Звуковая наглядность – использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность – пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карты, планы и схемы, чертежи, диаграммы и т.п.).

Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

Сущность принципа посильности и доступности обучения – изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»).

Принцип научности – опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Принцип прочности усвоения знаний – это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью – это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы для решения практических задач, тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность.

Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль, прежде всего, играют методы обучения и структура урока.

Частнометодические принципы:

- принцип устного опережения (материал сначала отражается устно, а потом письменно);

- принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности;

- принцип коммуникативной направленности в условия школьного обучения м.б. реализован только в том случае, если автор учебников или учителя сумеют создать мотивы речевой деятельности и необходимые искусственные или естественные ситуации в классе и во внеклассной работе (встреча с носителями языка, переписка с зарубежными школьниками).

- принцип устной основы обучения требует усвоения всего языкового материала через устную речь, причем обучение письменной речи (чтению и письму) реализуется на материале, прочно усвоенном в устной речи. Этот принцип предполагает наличие устного вводного курса.

- принцип опоры, исключения и учета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.