Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы воспитания. Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей




Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Дополнительная

Основная

Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.]; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М.: Академия, 2009. - 395 с.

Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд. - М.: Академия, 2008. - 480 с.

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.

Кисова В.В., Конева И.В. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2006.

Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. – М., 2006.

Специальная психология // Под ред. Лубовского В.И. – М., 2005.

Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2004.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие под научной редакцией Шипицыной Л.М. – СПб.,2003.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2005.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

 

 

 

 

Рабочая программа

дисциплины

«Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»

 

 

Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Факторы формирования личности:

1.наследственность

2 среда в широком смысле, от семьи до общественного строя

3. воспитание в широком смысле слова

4. активность самой личности

В педагогике существовало 2 течения, в зависимости от того, какой фактор считали главным: - биологизаторская (внутренняя), - социологизаторская (внешняя, главное: что мы хотим, то и сделаем из человека).

 

4. Под системой образования и воспитания понимают совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, гос.образовательных стандартов и программ. В РБ постоянно совершенствуется законодательная база, регулирующая отношения в сфере образования. Начиная с 2002г., помимо новой редакции «Закона об образовании РБ», приняты следующие законы: «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Закон РБ об общем среднем образовании»(2006). Современное понимание образования представлено в законе РБ об образовании (2002), (первая ред. 1991 – суверенитет РБ): «Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров дл отраслей экономики».В соответствии с законом РБ политика в обл.образования основывается на принципах: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и средне-специального и высшего образования; прав человека, Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, учебн.планы и программы; учреждения образования; государственные органы управления образованием (Министерство, управления и отделы образования республиканского, регионального, местного уровней управления). Структура средней общеобразовательной школы (4+5+4) соответствует трем основным этапам развития личности ребенка: детству – I ступень 1-4 кл., отрочеству – II ступень 5-9 кл., юности – III ст. 10-11 кл. Начальная школа обеспечивает общее развитие личности, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека и общество. и т.д. Основная (базовая) школа - усвоение основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности овладение основными социокульнурным, моральными и правовыми нормами. 10-11 кл. – формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. В нач.90-х г. появ. учебн. заведения нового типа: гимназии, лицеи, колледжи, высшие проф.училища, они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального проф. образования. От 17 июля 2008 было установлено сроки получения образования: общего базового образования 9 лет, для лиц с особенностями развития 9-10; общего среднего образования – 11 лет, вечерняя школа 12, с особенностями -12-13 лет, уч. занятия осущ. с 1 сентября по 1 июня; уч. процесс организуется в режиме шестидневной школьной недели, где 5 дней уч.занятия, и 1 для спортивно-массовых мероприятий, иных воспитательных меропр., в 9-11 классах в этот день могут проводиться факультативы; изучение уч. предметов осуществл. на базовом уровне, уч-ся могут изуч. отдельные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях-матем., гуман., обществоведческой, музыкальной, хореографич, спортивн. направленности. В гимназиях отд. предметы изуч. на повыш. уровне.Срок обуч Ш ступ. один год.

 

 

5.Цель – категория, которая имеет исторический характер. Цель образования определяется государством. В зависимости от целей создаётся система образования (Спарта и Афины. Афины – идеал, всесторонняя развитая личность: школы для развития и умственного и эстетического.

Пед.цель – предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия. Различные виды пед.целей

1) нормативные гос.цели – они определяются в гос.докладах и стандартах образования

2)общественные цели – цели различных слоёв общества, которые отображают потребности в проф.подготовке

3) Инициативные цели – цели, которые разрабатывают педагоги – практики с учётом типа учебного заведения, профиля специализации и т.д.

На сегодняшний день цель звучит следующим образом: всестороннее развитие личности учащегося как субъекта жизнетворчества.

 

6. Вопросы охраны и защиты детства имеют свою историю развития. В 1924 году ассамблея лиги наций в Женеве подписала женевскую декларацию, где была зафиксирована идея необходимости особой заботы о детях. В 1959 году генеральная ассамблея ООН провозгласила новую Декларацию о правах детей (10 п., расширенная декларация:

- ребёнку с рождения принадлежит право на имя и гражданство

- ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным хотя бы на начальном этапе

- ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания, мира и дружбы между народами

Декларация – с лат. «Объявление» - но она не имеет юридической силы, имеет силу рекомендации

1989 генер.асамблея ООН приняла конвенцию о правах ребёнка. Она явл. Законодательным документом для тех государств, которые её подписали.

В 1990 Республика Бкларусь присоединилась к конвенции о правах ребёнка и в 1993 был принят закон РБ «О правах ребёнка».

В 1995-1996 учебн.году в школах Бел. Был введён спецкурс о правах ребёнка (10 учебных часов в каждом классе)

Закон РБ о правах реб. Имеет 5 разделов:

1.общие положения

2.ребёнок и семья

3.ребёнок и общество

4.ребёнок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях

5.заключительные положение

 

 

7.Педагогический процесс как система и как ценность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь.

Движущей силой развития и совершенствования целостного пед.процесса являются противоречия:

- между многообразием жизненных взаимодействий ребёнка и невозможностью охватить всю детскую жизнь педагогическим влияниями.

- между уровнем развития ребёнка, состоянием его ЗУНов и возрастающими требованиями жизни.

Преодоление противоречий достигается за счёт полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность.

Слагаемые ценности:

- детский трудовой воспитательный коллектив

- различные общественные организации

- стержень целостности – обучение

Общественно - полезный производительный труд

- внеучебная творческая деятельность школьников

(внеклассная и внешняя (сад, музей и и.д. сопровождается педагогами школы

- воспитание в семье (во взаимодействии со школой и общественностью)

 

 

8. Под содержанием образования понимается система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения

В истории педагогики на содержание образования оказали влияние 2 теории:

1) Теория формального образования:

Цель - развить умственные способности школьников, их логическое мышление. Лучшим средством для этого считались другие языки и математика/ инте22екту20/

2) Теория материального образования: обучать нужно естественно-научным знаниям, т.к. они понадобятся для будущей практической деятельности.

В содержание общего образования входит 3 основных цикла предметов:

1)естественно-научный (биология, химия, физика, математика и др.)

2)Гуманитарный (история, география, иностранный язык, литература + худ.дисциплины)

3)Предметы трудовой и физической подготовки

При отборе содержания образования учитываются следующие критерии:

- высокая научная и практическая значимость материала

- соответствие реальным возможностям учащегося

- соответствие объёма материала времени, отводимому на предмет

- учёт международного опыта построения содержания образования

-соответствие содержания образования имеющейся учебно-методич. и материальной базе образовательного учреждения

Содержание образования находится в специальных документах:

1) Учебн. план – нормативный документ

2) Учебная программа – нормативный документ. Существую по каждому предмету, изучающего в школе. Типовая учебная программа включает 3 компонента: объяснительная записка/введение; её содержание; методические указания

3) Учебник включает спец.компоненты:

- Текст (тексты описания, повествования, рассуждения)

- Внетекстовый компонент: (вопросы и задания, таблицы, упражнения, инструктивные материалы, примечания, оглавление, указатели)

- Учебное пособие – дополнение к учебнику: сборники задач, упражнении, диктанты, словари, хрестоматии, исторические и географические карты, книги для внеклассного чтения)

 

 

9.Процесс обучения =дидактика. Термин Д. впервые ввёл в оборот нем. педагог Ратке, теоретическое обоснование Д. дал Ян Амос Каменский в своём труде «Великая дидактика» 1657г. (сер. 17 века). Вопросами Д. занимались Гербард, Песталоцци, Ушинский. На сегодняшний день Д. – это теория образования и обучения. Предмет Д-ки – закономерные связи между деят-тью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения.

В истории педагогики было неск. дидактич. Концепций:

1. традиционная – связывают с им. Гербарта. Система, кот. он обосновал, исп. в Европе по сей день. По Г. цель обучения – формирование теоретич. знаний, интеллект. умений, представлений и понятий. Кроме того, обучение должно носить воспит. хар-р, т.е. формир-ть морально сильную личность. Гербарт выделил 4 ступени процесса обучения:

-ясность (мат-л выделяется из всего остального)

-ассоциация (связать мат-л с предыдущим)

-система (выводы, формулировки, законы)

-метод (использов-е этих знаний в новых условиях)

К началу 20в эта система подверглась критике. Её называли «школой книжной учёбы» (объяснили – ученик ответил)

2. педоцентрийская – связана с именем Джона Дьюи. Он предполагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребёнка. Цель обучения – развитие разнообразных умений детей. Эту теорию называли «школой жизни».

Основные задачи дидактики:

1. определяет содержание обучения, разрабатывает стандарты обучения, учеб.программы и учебно-метод. комплексы.

2. изучает закономерности обуч-я и на их основе формулир-т принципы и правила обучения.

3. разрабатывает формы, методы и технологии обучения.

4. анализирует и обобщает передовой пед.опыт и изучает инновации в процессе обучения.

 

 

10. Закономерности – объективные, устойчивые повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения. З. бывают внешние и внутренние. Внешние хар-т зависимость обучения от общественных процессов и условий. Внутренние отражают связи между компонентами процесса обучения (цель, содержание, методы, формы, средства – компоненты). Пример З.: 1.зависимость между взаимод-ем учителя и ученика и результатами обучения. 2. Прочность усвоения учебного мат-ла зависит от систематич. повторения изученного.

Принципы – это руководящая идея, нормативное требование к организации и проведению дидактич. процесса. Принципы обучения были фунд. разработаны Каменским в книге «Великая дидактика». Принципы:

1. наглядность («золотое правило» Каменского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний, повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким)

2. сознательности обучения (важное значение имеет умелое использование разнообразных приёмов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного хар-ра, побуждение уч-ся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни)

3. Систематичности и последовательности (большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся. Это проводится с целью контроля за работой учащихся и выявления качества их успеваемости.+ приучает школьников к систематическому усвоению изучаемого мат-ла, способствуют предупреждению и преодолению пробелов в знаниях.)

4. Доступности (определить объём, содержание мат-ла с учётом возрастных познавательных возможностей учащихся, правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала, правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета; учёт индивидуальных особенностей мыслит-й деят-ти и памяти уч-ся, а также уровня их подготовки и развития)

5. Прочности усвоения знаний (отметает зубрёжку и механическое заучивание. Глубокая переработка научных знаний, их прочное усвоение и развитие не только мышления, но и памяти обучающихся. Осмысл-ть и проч-ть овладения мат-лом достигается тогда, когда его усвоение носит рассредоточенный хар-р)

6. научности

7. Развивающего и воспитательного хар-ра обучения (важное значение имеет подбор мат-ла, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности уч-ся, способств-ть формированию их мировоззрения и нравственно-эстетич-й культуры)

8. Связи обучения с жизнью

9. Рационального сочетания коллект-х и индивид. форм работы

 

 

11. Методы – от греч. «методос» - «путь, способ продвижения к истине». Методы обучения – это способы совместн. деят-ти учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач. Метод обучения – категория историческая, как только менялись цели, менялись и методы.

1. В др. времена преобл. методы, основанные на подражании.

2. С момента организации школ появляются словесные методы, и основной способ преподав-я – передача готовой инф.

3. В 16-17в (эпоха великих открытий) развиваются наглядные методы.

4. На рубеже 19-20в, когда попул-й становится концепция «учения через деят-ть», появляются практические методы обучения.

Ни один метод не является универсальным, необходимо сочетание. Одной из острых проблем явл. проблема классификации методов обуч. Сущ. 3 осн.подхода к классификации:

1. Самая известная, по источнику знаний:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, диспут)

-наглядные (иллюстрация, демонстрация)

-практические (упр, практикум)

2. По хар-ру познавательной деят-ти уч-ся:

-репродуктивные/объяснительно-наглядные (объяснил-пересказал)

-проблемные

-эвристические/частично-поисковые

-исследовательские

3. По дидактической цели:

-методы изучения новых знаний

-методы контроля

-методы закрепления знаний

Ср-ва могут быть:


*визуальные (природа, картины, карты, фотки, рис., табл., чертежи, графики, макеты, муляжи)

*аудиальные (муз.инстр, магнитофон, пластинки)

*аудиовизуальные (компы, видиотехника)

*учебники, учеб.пособия

*библиотека

*столовая, буфет

*кабинет


12.Формы. Первой, самой древ.формой учеб. процесса явл. индивид.обучение: учитель в своём доме или доме ученика проводил учебную работу.

«+»: возможность варьировать содерж. и темп работы; экономная затрата сил; Постоянный контроль за ходом и результатом работы;

Высокая эффективность.

«-»: не выгодно с эконом.точки зрения; не готов к социализации.

На рубеже 15-16 столетий появл. коллективное/групповое обучение. Элементы его появились в братских школах Украины и Беларуси: начало учеб.года в одно время, деление на классы, 1 учитель-1 класс, появл. урок.

Теоретическое обоснование классно-урочной системе дал я.А.Каменский в своей книге «Великая дидактика»

«+»: чёткая организационная структура; экономичность; привитие навыков раб. в коллективе.

«-»: «однородность» содержания обуч-я; отсутствие условий для индивидуализации учебной работы.

Начиная с 20 века предпринимаются попытки предложить иную систему образования:

-дальтон-план

-система Севистене Френе

-вальдарская педагогика

-йено-план

Дифференционное обучение учитывает типологию возрастных и индивид.особенностей учащихся. Виды дифф.:

1. по интересам (в классах с углубл. изучением, в профильных кл, клубах, кружках)

2. по проектируемой профессии (муз.шк, хареогр.училища, худ.училища, гимназии, лицеи)

3. для учащихся, которым с трудом даются отдельные предметы (коррекционные классы)

Вариантом дифф-ого обучения является индивид.обучение, при котором: 1. учитель взаимодействует лишь с одним учеником, 2. или один ученик взаимодействует со средством обучения (учебник).

Дальтон-план -система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (США), При организации работы по Д.-п. учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в сов. школу в форме т. н. бригадно-лабораторного метода.

 

 

13. Урок – основная форма образоват.процесса. Он ограничен временными рамками, возрастным составом уч-ся, планом и учеб.программой. В дидактике сущ-т различные подходы к классификации уроков. Наиболее употребимая классификация по дидактич.целям:

-комбинир.урок

-урок изложения нового мат-ла

-урок закрепления и повторения знаний

-урок формирования умений и навыков

-урок обобщения и систематизации изуч-го

-урок проверки и контроля.

Структура урока зависит от типа (цель-тип-структура). Наиболее распространённый – комбинированный урок. При его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы. Этапы комб.урока:

1.организация учащихся к занятиям (псих.настроить уч-ся на рабочий лад, возбудить внимание)

2.повторительно-обучающая работа по пройденному мат-лу

3.работа по осмыслению и усвоению нового мат-ла (нач-ся с установления связи нового мат-ла с ранее изуч-м)

4.работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике (использов-е метода устных, письменных и практических упражнений

5.задание на дом. (должно включать творчество)

 

 

14. Требования к современному уроку подразделяют на: образовательные (дидактические требования): четкое определение места и задач данного урока в системе уроков; реализация принципов целостного педагогич. процесса; определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, уч. программой, уровнем подготовки учащихся; прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков на уроке; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; сочетание различных общих форм организации уч. работы; разнообразие типов и видов уроков; Воспитательные и развивающие требования: развитие различных видов мышления, памяти, внимания, реализация принципов развивающего обучения; учет уровня развития и психологич., индивидуальных особенностей уч-ся; развитие познавательных интересов, других положительных мотивов уч.-познавательной деятельности; формирование научного мировоззрения, создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и уч-ся, Организационные требования: наличие продуманного плана проведения урока; организационная четкость проведения урока: своевременное начало, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность; подготовка и рациональное использование различных средств обуч. (наглядных, технических. Гигиеническое требования: оптимальный температурный режим; воздушный режим (проветривание); соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы; соблюдение норм освещения; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности; проведение физкультурных, «психологических» В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым: уроки - “погружения”, уроки – деловые игры, уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-игры, Экскурсия - выход уч-ся на место расположения изуч. объектов (природа, памятники). Урок-лекция – педагог последовательно излогает уч материал преимущественно монологом. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.

 

 

15.Диагностика обучения. Контроль и оценка знаний.10 бальная система оценивания.

Пед.диагностирование имеет целью своевременное выявление, оценивание и анализ хрда учебно-воспит. Процесса. Неотъемлимым элементом диагностики является контроль- это процедура получения инфы о деятельности педагогов и воспитанников, о её результатах, проверки уровня знаний, умений, навыков и сформированности определенных личностных качеств.

Виды контроля: *предварительный, * текущий, * тематический, *итоговый, * заключительный (аттестация- типа госы)

Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:

· устного контроля(беседа рассказ, опрос)

· письменного контроля(диктант, изложение, сочинение, реферат, доклад)

· графический контроль(таблицы, график, схемы)

· практический контроль(лабораторные работы, опыты)

· тестовый контроль.

 

В 2002-2003 году в общеобразовательные учреждения была введена 10 бальная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Факторы которые повлияли на введение 10-бал. системы оценивания: 1. приведение контрольно-оценочной деятельности в соответствие с ведущими идеями нового качества образования; 2. отражение поуровневого подхода в структурировании цели, что обеспечивает адекватную оценку деятельности учащихся; 3. переход к образовательным технологиям обеспечивающих адекватную самооценку школьника; 4. построение инвариантной интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные и качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности; 5. не оправдала себя 5-б система; 6. отсутствие учета индивидуальных качеств личности при 5-б шкале оценивания; 7. завышенный критерий к «3»; 8 «2» - в качестве орудия подавления личности.

Цели введения 10-б системы: - *повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащегося и ее результатов; * обеспечение социальной защищенности личности учащегося; * реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве ЗУН с учетом индивидуальных свойств личности и личностных качеств;* создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся; * обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности, реализация принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся. Функции: контроль, образовательная, стимулирующая, диагностическая, социальная.

10 - превосходно; 9 - отлично; 8 - очень хорошо;7 - хорошо;6 - почти хорошо; 5 -посредственно; 4 - почти посредственно;3 - слабо; 2 - очень слабо; 1 -очень, очень слабо.

 

 

Процесс воспитания обознач. термином воспитательный процесс. Движ. силой этого процесса явл. противоречия между разнообраз. воздействиями на ученика и формированием его личности.

Основные закономерности процесса воспитания:

1. зависимость воспитания от уровня соц.экон. и культурного развития общества.

2. воспитание личности происходит в деятельости и общении.

3. эффективность воспитания обусловлена активностью самой личности

4. саморазвитие личности зависит от индивидуальности и творческой направленности процесса воспитания

Основные принципы воспитания:

1.гуманистическая направленность воспитания

2.опора на положительное в человеке, на его сильные стороны

3. воспитание в коллективе(группе) Как известно, человек нормально формируется и развивается в коллективе себе подобных людей, благодаря общению и человеческим контактам он становится личностью.В учебном коллективе возможна организация различных видов деятельности: трудовой, политической, эстетической, экологической, спортивной. В учебном коллективе формируется и проявляется общественное мнение, которое регулирует взаимоотношения между обучаемыми, влияет на их действия и поступки, нравственный микроклимат в самом коллективе.Сплоченный коллектив является той жизненно важной средой, в которой раскрывается каждый обучаемый.

4. уважение личности ребенка в сочетании с разумными требованиями к нему Уважение основано на признании в обучаемом личности и связано с объективным и доброжелательным отношением к нему. При наличии нормальных объективных взаимоотношений между преподавателями и обучаемыми воспитательный процесс будет более плодотворным.

5. учет индивидуальных, психологических и личностных особенностей ребенка Ведущая цель воспитания – разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность – реализуется через конкретные цели более узкой значимости, им должны подчиняться все мероприятия, вся деятельность студентов.)

6. согласованность требований школы, семьи и общественности

7. связь воспитания с жизнью и практикой Этот принцип предполагает, чтобы воспитание своим содержанием было сориентировано на современную социально-политическую действительность. Это значит, что в воспитательном процессе необходимо учитывать те события, факты общественной значимости, которые происходят в реальной жизни, не отгораживаться от острых и сложных событий или процессов, обсуждать их с обучаемыми, вместе вырабатывать свое отношение к ним, правильное восприятие и понимание. 8.сочетание пед. Управления с развитием инициативы и самостоятельности развития

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.