Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское воспитание в сис-ме формир-я базовой культуры личности




Содержание, методы и формы организации воспит. работы с учащимися.

Методы воспитания - способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей воспитания.

Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. Традиционно выделяют 3 группы методов воспитания:

1. методы формирования сознания личности: убеждения, внушение, объяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера. Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств.

2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражения, приучение, поручение, пед.требование, обществ. Мнения, создание воспитывающих ситуаций). Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

3. методы стимулирования мотивации деятельности и поведения(соревнования, поощрение, создание ситуаций успеха, сюж-ролевые игры, порицание). Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще.
Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Формы воспит. работы- это выражение содержания воспитательной работы. Чаще всего они проводятся в рамках класс часов, в соответствии со школьным расписанием или это общешкольное мероприятие.

Формы воспит.работы классифицируются:

1.по количеству участников: * индивидуальные(беседа, консультация, оказание конкретной помощи, обмен мнениями, *групповые (кружки, выкторины, конкурсы, игры, органы самоуправления), * массовые(конкурсы, спектакли, концерты, походы, тур.слеты)

2.по видам деятельности: * трудовые, * спортивные, * художественные, * учебные.

3.по времени проведения: * кратковременные(30мин-неск. часов), *продолжительные(неск. дней-неск.недель), * традиционные(выпускной, посвящение в лицеисты, первый посл.звонок)

Основная форма воспитательной работы- КТД- коллективное творческое дело.

Стадии КТД:

1 стадия - стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе? 2 стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела. 3стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного. 4 стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. 5 стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. 6 стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

 

 

18. Мировоззрение – специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества. Мировоззрение определяет общественно-политическую, нравственно-эстетическую позицию и поведение личности в разных сферах жизни. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное или житейское. Научное мировоззрение: опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Формируется у уч-ся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс. Возрастные особенности формирования мировоззрения: младший школьный возраст (понимание уч-ся доступны существенные связи между явлениями природы и общества – представление о смене пор года, о постоянном развитии мира); подростковый возраст – у них не велик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений. Юношеский возраст – Важнейшее новообразование самосознание личности – определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающих мира. Это создает основу для формирования идей, прочных взглядов и убеждений уч-ся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности, складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников. Критерии сформированности мировоззрения являются: знания важнейших понятий, законов, теоретич.обощений, устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окруж.среды, проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении. Педагогические условия формирования мировоззрения наряду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности, непротиворечивости всех выводов, связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность, взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.

 

 

19.Формирование основ нравственной и эстетич. культуры личности. Нравств. восп-е направленно на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании.

Содержание воспитательной работывключает в себя формирование представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.). Синонимом нравственности считают мораль. НО их надо различать! Мораль в этике – система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность – совокупность сознания человека, его навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Нравств.нормы – выражение опред отношений, предписываемых моральюобщества к поведению и деят-ти личности в различных сферах обществ. и личн. жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Сод-е восп.работы по нравств.восп-ю учащихся включает формир-е след.моральных отношений: отношение к идеологии и политике своего гос-ва; отношение к родине, другим странам и народам; отношение к труду; отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; отношение к людям; отношение к себе.

Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, Т.е. – нравственный – тот, для кого нормы, правила и требования морали выступают как его собств.взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Т.о. нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у уч-ся положит.моральных отношений в сис-ме учебной и внеклассной деят-ти и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств. Поэтому в школе должна быть организована общественная, трудовая, патриотическая, учебная деят-ть, деят-ть по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с др.людьми и т.д.

Эстетическая культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества, эстетического наслаждения), в субъективные потребности личности обучающегося.

Поня­тие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим пауку о прекрасном.Само слово эстетикапроисхо­дит от греческого - ощущение, чувство. Сущность эстетического воспитания состо­ит в организации разнообразной художественно-эстетической деятель­ности учащихся, направленной на формирование у них способностей пол­ноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству.

Эстетическое воспитание в школе начинается с млад­ших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусст­ва, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искус­ства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эс­тетическим суждениям.

Развивать и совершен­ствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетичес­кого воспитания. Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изо­бразительному искусству, коллективы художественной самодеятель­ности, организация встреч с работниками искусства, проведение ху­дожественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. Одновременно и в органи­ческом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается куль­тура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам, тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомле­ние их с современной модой в одежде, обуви и прическе.

Гражданственность – интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы, патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и незави­симость.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и культурные до­стижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям.

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения уча­щихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по свое­му содержанию с развитием патриотизма и стимулированием их активности по выработке у себя этого морального качества. Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные пережи­вания, обращение у произв-ям известных писателей, поэтов, композиторов, кот.в ярко выражали это чувство, родной язык.

Воспитание политической культуры.

Политическая культура одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.