Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактическая система Л.В. Занкова




Это система развивающего обучения, направленная на раннее интенсифицирование (более интенсивное) всестороннего «общего» развития школьника. Эта система была разработана в 60-х годах 20 века.

Общее развитие Л.В. Занков понимал в его «всеобъемлющем значении», охватывающем и физическое развитие, и развитие психики. Согласно Л.В. Занкову, в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент – новообразования в виде когнитивных (познавательных) структур. Когнитивные структуры – это субстрат умственного развития, относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Они выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции (восприятие), мышлении, речи, уровне произвольного поведения, в количестве и четкости знаний и умений. Сложные структуры создаются из более простых структур. Однако они никогда из них не складываются, а в совокупности порождают новое качество. Появление новообразований не задается напрямую обучением, а возникает в результате интеграционных процессов (упорядочивания, согласования и объединения). Каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех сфер психики (ума, воли, чувств) и продвигает личность в целом. В этом Занков видел суть развития.

Целевые установки данной системы: высокое общее развитие личности и создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания) личности.

Достижение оптимального общего развития каждого ребенка – цель системы. Главная фигура в этом - ученик. Не случайно, первая заповедь занковского урока – «идти от детей». Идти от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не «на поводу» у них. Вторая заповедь – «урок начинается с урока». Развивающий урок – это урок, который мы ведем совместно с детьми. «Ошибка – находка учителя» - это третья заповедь. В работе над ошибками нужен индивидуальный подход. Наиглавнейшая задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. В рабочих тетрадях ошибки не исправляются, а подчеркивается всё слово и выносится значок -1- на поля. Это дает возможность распознать орфограмму в слове, а также приобщить к самостоятельной работе. Разнообразные творческие работы развивают ситуацию успеха, дети учатся высказывать свои предположения, расширяют запас слов.

 

Основные принципы:

1. Ведущая роль теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

2. Обучение на высоком уровне трудности.

3. Продвижение в изучении материала быстрым темпом с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание ребенком процесса учения, хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучение эмоциональной сферы.

6. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

 

Быстрый темп предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное – непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Действительным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те де вопросы программы могут изучаться с разной глубиной.

 

Отличительные особенности:

  • Идея единства и взаимопроникновения линий развития психической деятельности.
  • Построение экспериментальных программ по принципу дифференциации, т.е. расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
  • Разграничение при это всегда идет в рамках принципа системности и целостности, которые подразумевают, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другим и обязательно внутри определенного целого.

Особенности урока:

1. Урок имеет гибкую структуру.

2. Ход познания – «от учеников».

3. Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

4. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощь и поощрение учителя.

5. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.