Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система обучения, основывающаяся на теории поэтапного формирования умственных операций (П.Я.Гальперин)




Теория поэтапного формирования умственных действий – концепция, представляющая собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их поэтапного развития. Она была сформулирована и исследована Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века.

Исходные положения:

  • Всякое внутреннее психическое есть превращённое, интериоризированное внешнее, сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский)
  • Психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим – образом, мыслью, планом (С.Л. Рубинштейн).
  • Психическая внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина).
  • Деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы – действие.

 

П.Я. Гальперин раграничил две части осваимого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией».

Ориентировочная чать действия направлена на правильное и рациональное построение исполнительных целей и на выбор одного из возможных исполнений.

Ориентировочная основа действия (ООД) – это система условий, на которую опирается человек при выполнении действия.

Классификация ООД:

  1. С точки зрения полноты ООД может быть полной, неполной, избыточной.
  2. По общности ООД может быть представлена в частном виде и поэтому пригодная для единичного, конкретного случая, но может быть представлена в общем виде, отражающем сущность целого класса частных случаев, и, следовательно, пригодная для ориентировки в каждом из них.
  3. По способу получения:
    1. ООД дается в готовом виде;
    2. Составляется (вырабатывается) им самостоятельно

Типы ООД. Различие в общности, полноте и способе получения ООД служат основанием для выделения разных её типов.

  1. «Проб и ошибок». Характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самостоятельно путем проб. Процесс формирования действия идет медленно и с ошибками, сформированное действие чувствительно к малейшим изменениям условия выполнения.
  2. Безошибочное усвоение. Характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются в готовом, частном, полном виде.. Процесс формирования действия идет быстро и безошибочно, сформированное действие более устойчиво, чем первый тип. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.
  3. Третий тип ООД имеет полный состав, ориентиры представлена полно и в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.

 

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

  1. Формирование мотивационной основы действия. Вырабатывается у обучаемого отношение к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения.
  2. Составление схемы ориентировочной основы действия. Выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
  3. Формирование действия в материальной (материализованной форме). Субъект производит требуемые действия с опорой на внешне предоставленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия.
  4. Формирование действия как внешнеречевого («громкая социальная речь»). В результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного использования ориентировочной схемы; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становления действия.
  5. Формирование действия во «внешней речи про себя». Происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.
  6. Предметное содержание действия. Речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем лишь конечный результат – предметное содержание действия.

 

Следует подчеркнуть, что при поэтапном формировании умственных действий не возникает проблемы разрыва знаний от умений и навыков, ибо знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач формируемого действия. Единицей содержания обучения выступают не знания, умения и навыки, а умственные и практические действия, которые объединяют в себе знания об изучаемом объекте и действии над ним и умения и навыки, составляющие способ действия на основе знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.