Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа и методические указания




Учебное издание

Екатеринбург 2012

Профиль: 050405 - Социология

По направлению «050400 – Социально – экономическое

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к педагогической практике студентов 3 курса, обучающихся

образование (бакалавриат)

 

 

 

 

УДК 378.147– 388 (075.83)

ББК Ч 48 – 957.266 я 73

П 78

Составитель

кандидат педагогических наук, доцент Е. М. Подгорных

Программа и методические указания [Текст] / Сост. Е.М. Подгорных: Урал. гос. пед. ун – т. Екатеринбург, 2012. – 20 с.

 

П78

Предлагается комплекс заданий по педагогике в помощь студентам 3 курса, обучающихся по направлению «050400 – Социально–экономическое образование (бакалавриат). Профиль: 050405 – Социология в период прохождения практики.

 

 

УДК 378.147– 388 (075.83)

ББК Ч48 – 957.266 я 78

 

к педагогической практике студентов

Составитель Подгорных Екатерина Михайловна

Пописано в печать 06.09.12. Формат 60х84 1/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Печать на ризографе. Усл. печ. л.1,5. Уч.-изд. л. 0,6.

Тираж 100 экз. Заказ ____

Оригинал–макет отпечатан в отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017 Екеатеринбург, просп. Космонавтов, 26

Е-mail: [email protected]

 

© Сост. Подгорных Е. М., 2012

 

 

Пояснительная записка

 

Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса является одной из важных составляющих профессионального образования будущих бакалавров. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью и дает возможность осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками.

Согласно государственному образовательному стандарту высшего про-фессионального образования по направлению 540400 «Социально-экономическое образование» и учебному плану по данному направлению подготовки педагогическая практика проводится в VI семестре, продолжается 6 недель и в качестве базы для ее прохождения выступают общеобразовательные школы.

Цель практики – закрепление теоретических и методических знаний, полученных в ходе освоения дисциплин профессиональной подготовки. Ознакомить студентов с основным содержанием работы образовательного учреждения, с особенностями профессиональной деятельности учителя-предметника и классного руководителя. Подготовкакпроведению учебно-воспитательной работы с учащимися, овладение студентами основными функциями педагогической деятельности и формирование у них профессиональных качеств личности учителя.

Задачами практики являются:

1. Углубление и обогащение психолого-педагогических и специальных знаний студентов о современной общеобразовательной школе, механизмах ее функционирования, особенностях протекания учебно-воспитательного процесса.

2. Овладение методами педагогического исследования (наблюдение, изучение школьной документации, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности учащихся).

3. Совершенствование профессионально – педагогических умений и навыков.

4. Знакомство студентов с современным состоянием воспитательной работы в общеобразовательной школе и овладение методами передового педагогического опыта.

5. Формирование профессионально – значимых качеств личности будущего учителя.

Современный педагогический процесс в общеобразовательной школе характеризуется все большей дифференциацией и интеграцией образования, воспитания, развития учащихся, использованием инновационных технологий и техник. Он характеризуется также все большей психологической направленностью в содержании и форме взаимодействия учителя и учащихся.

Поэтому предлагаемая программа и методические указания по педагогике на период прохождения педагогической практики направлены на овладение студентами определенной системой методических приемов и способов, позволяющих в перспективе будущим учителям эффективно осуществлять свою профессионально – педагогическую деятельность.

За период прохождения педагогической практики студенты– практиканты должны сформировать у себя следующие профессионально-педагогические качества и особенности личности учителя:

· психолого-педагогическую готовность и способность осуществлять учебно-воспитательный процесс, используя для этого современные инновационные, социальные и психолого – педагогические техники и технологии для стимуляции познавательной активности учащихся;

· педагогический такт, этику, адекватное восприятие различных проблемных педагогических ситуаций и задач, возникающих как на уроке, так и вне его;

· потребность в углублении и закреплении теоретических, методических, организационных и других знаний; потребность в самообразовании, саморазвитии, самосовершенствовании своего социального, гражданского, профессионального и личностного опыта.

По итогам педагогической практики, на заключительной конференции крайне целесообразно использовать самые разнообразные формы и методы обсуждения полученных результатов, включая такие, как круглый стол; выступления докладчиков по актуальным психолого-педагогическим проблемам; мозговой штурм при разрешении нестандартной педагогической ситуации; проведение деловых игр; тренингов и т.п.

Все это в конечном итоге позволит адекватно расставить акценты в работе студентов – практикантов, выявить позитивные и негативные стороны в их деятельности, наметить стратегические и тактические перспективы их развития как будущих педагогов – профессионалов; в целом, спроектировать пути их личностного и профессионального роста.

В содержательном, профессиональном плане педагогическая практика нацелена прежде всего на развитие таких профессионально важных свойств, способностей личности будущего учителя, как психолого – педагогическая компетентность, коммуникативные, дидактические способности, толерантность, эмпатия, педагогический оптимизм, культура речи, креативные способности, установка на инновационную деятельность.

Высокий уровень развития указанных свойств, способностей и качеств педагога несомненно должен детерминировать эффектность учебно– воспитательного процесса, формировать у учащихся не только когнитивные, но и социальные, гражданские качества.

Студенты в собственной практической деятельности используют

разнообразные научно – исследовательские и образовательные технологии:

современные средства оценивания результатов обучения, проектный метод,

ролевые и деловые игры, дискуссии, практические и лабораторные работы.

Они проводят индивидуальные занятия с учащимися, при этом используются разнообразные технические устройства и программное обеспечение.

В процессе педагогической практики студенты учатся:

– проводить внеклассные мероприятия(олимпиады, экскурсии, вечера, конференции, круглые столы, тематические КВН и конкурсы);

– помогать классному руководителю в оформлении документации классного руководителя;

– проводить индивидуальную работу с учащимися класса и др.

Задания по педагогике в период прохождения педагогической практики выполняются на листах формата А4. Титульный лист оформляется по правилам (см. приложение 5, стр. 17). Отчет сдается в указанные сроки на проверку преподавателю кафедры общей педагогики и истории образования. Оценки, полученные студентами за педагогический аспект педагогической практики доводятся до сведения методистов факультета. Консультации по выполнению заданий педагогической практики студенты получают у своих преподавателей на кафедре и факультете в установленные графиком сроки.

 

Перечень контрольных заданий по педагогике к педагогической практике студентов 3 курса

 

  Задание Содержание работы Формы отчетности
1. Ознакомиться со школой (работой образовательного учреждения). Участие во встречах и беседах с директором школы, организатором внеклассной работы, библиотекарем. Знакомство с детскими организациями в школе. Выявление общих сведений о школе (учреждении), его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, изучение школьной документации.   Представить в письменной форме: 1.1. «Паспорт общеобразовательного учреждения» (Приложение 1).
2. Посещение и проведение внеклассных воспитательных мероприятий, участие в их анализе.   Разработать и провести воспитательное мероприятие (беседа, классный час, экскурсия, конкурс, викторина, спортивные игры, диалог-обсуждение, брейн-ринг, заочное путешествие, эстафета). В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся подобрать одну из выше указанных форм мероприятия. Например, могут быть такие разделы: "Я и общество", "Я и природа", "Учение", "Общение", "Досуг", "Образ жизни", "Здоровье"или общече- ловеческие ценности: земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир и др.     Представить в письменной форме: 2.1 Разработку тематического внеклассного воспитательного мероприятия 2.2. Психолого-педагогический анализ проведенного внеклассного мероприятия. (Приложение 2).    
3. Определить собственный профессиональный стиль деятельности по трем уровням: пассивный, активный, творческий   Задание проводиться письменно, используя данные приложения 3. Внимательно прочтите все характеристики того или иного уровня по параметрам и оцените свой профессиональный стиль деятельности в качестве педагога.     Представить в письменной форме: 3.1. Заполнить специальную таблицу 1 «Профессиональный стиль деятельности педагога (студента-практиканта» 3.2. Обоснование самооценки профессионального стиля деятельности педагога (студента-практиканта) (Приложение 3).    
4. Оценка готовности к профессионально- педагогической деятельности студента-практиканта. Задание проводиться письменно, используя данные приложения 4. Указать позитивные результаты прохождения педагогической практики. Выявить проблемы, которые возникли, указать пути их разрешения. с Представить в письменной форме: 4.1. Заполните шкалу самооценки и оценочную шкалу педагогических знаний и умений ((оценочная шкала № 1, № 2). (Приложение 4).    

Формы отчетности студента:

Приложение 1

Задание 1. Представление «Паспорта общеобразовательного учреждения»

Общие сведения о школе:

· описание местонахождения (город, район, номер школы, тип школы (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением какого-либо цикла и т.д.) общеобразовательного учреждения, в котором проходила педагогическая практика;

· в каком году открыта;

· количество учащихся;

· количество классов-комплектов;

· время начала учебных занятий;

· каникулярное время;

· характеристика педагогического коллектива;

· материально-техническая база;

· наличие в школе музея;

· наличие в школе постоянно действующих выставок;

· наличие библиотеки, ее фонд.

 

 

Приложение 2

 

Задание 2.1. Помощь классному руководителю в проведении тематического внеклассного воспитательного мероприятия

– определить класс, установить контакт и договориться с классным руководителем об участии в проведении внеклассного мероприятия;

– совместно определить тематику внеклассного мероприятия;

– составить сценарий и ход проведения мероприятия;

– подобрать помощников из числа учащихся;

– принять активное участие в проведении мероприятия;

– по окончании проанализировать результаты, сделать выводы по итогам.

Отчетность по заданию (письменно).

1. Школа, класс, возраст учащихся.

2. Тема мероприятия.

3. Представить сценарий.

 

Например:

 

Тема «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

(Дата проведения: ……; учащиеся 6 А класса МОУ №109)

 

ü Цель: формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества, выявление интеллектуальных и физических способностей детей.

ü Форма: интеллектуально-спортиное соревнование-конкурс.

ü Подготовительная работа.

Деление мальчиков и девочек на две команды …

ü Содержание мероприятия

1 конкурс

…………………………………………………………………..

2 конкурс

и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.