Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика и функции обучения




IV. Педагогический процесс

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. Этот термин впервые ввел в научный обиход немецкий педагог XVI – XVII веков В. Ратке. В переводе с древнегреческого дидактика означает «искусство обучения». Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» определил этот термин как «всеобщее искусство всех учить всему». Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом выступает система следующих отношений: «учитель – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – другие ученики». Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.

Всю систему дидактических отношений организует конкретное проявление деятельности тех, кто обучает, и тех, кто обучается. Вне процесса обучения отношение «преподавание – учение» существовать не может, а отношение «ученик – учебный материал» и другие отношения могут осуществляться и вне этого процесса. Познание может происходить и без обучения, хотя обучения без познания не бывает.

Задача дидактики состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Дидактика как педагогическая структура оперирует общими понятиями педагогики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемого, имеющей своей целью развитие обучаемого, формирование у него знаний, умений, навыков, то есть общей ориентировочной основы конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Преподавание – это деятельность преподавателя в следующих сферах:

Ø передачи информации;

Ø организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

Ø оказания помощи при затруднении в процессе обучения;

Ø стимулирования интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

Ø оценки учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками.

Учение – это деятельность обучаемого, которая подразумевает:

Ø освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;

Ø самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

Ø осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.

Процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, то есть на реализацию его образовательной функции.

К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законов, правил, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.

Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершать на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.

К навыкам относят автоматизированные действия.

Развивающая функция обучения означает, что во время усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Данная функция составляет проблему взаимоотношения обучения и развития и является одной из важнейших в современной дидактике.

Сформулированный выдающимся советским психологом Л.С. Выготским закон утверждает, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Эта функция успешно реализуется в ряде специальных технологий, преследующих именно цели развития личности.

Воспитательная функция осуществляется во время всего процесса обучения. Однако воспитание в данном случае осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда), что делает его более сложным.

В практике обучения образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие и воспитание. Они взаимообусловлены, то есть одно из них является следствием и причиной другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.