1. Цели образования выходят за рамки знаниевой
парадигмы и устремлены на создание условий для становления свободной творческой личности («школа должна иметь в виду всю личность ребенка, гармоническое развитие всех сторон его природы, развитие его как в физическом, так и в духовном отношении и, что касается последнего, то развитие в нем не только ума, но также сердца и воли»).
2. Духовная свобода как основная цель обучения (узнать душу ребенка, его потребности и стремления и вести его к духовной свободе – вот в чем основной смысл обучения).
3. Основная цель воспитания – развитие творческой индивидуальности, творческой личности (сущность нравственного воспитания состоит «не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны как бы «произрастать» изнутри каждого ребенка; «моральный катехизис должен быть каждым ребенком написан самим для себя»).
Содержа-тельный
1.
2.
1. В содержании образования невозможно установление какого-то наперед заданного минимума знаний, обязательного для всех (прообраза современных образовательных стандартов).
2. Необходимость предоставление ребенку свободы знаний тем или другим делом, возможности широкого выбора предмета для своих занятий.
Процес-суальный
1. Детерминированность методов обучения интересами и потребностями детей («что касается методов, которых должен держаться учитель в своей деятельности, то они опять-таки должны быть продиктованы ему потребностями и интересами детей»).
2. Ориентация на проблемно-эвристические методы обучения («один научный закон, открытый самими детьми, в образовательном отношении стоит сотни законов, с которыми их в догматическом изложении познакомил учитель»).
3. Сомнение в использовании сложившейся классно-урочной формы обучения («в новой школе не будет никакой наперед установленной программы или плана учебных занятий, никакого заранее установленного разделения на классы, никакого заблаговременно приглашенного учительского состава»).
4. В условиях свободного воспитания наиболее совершенная форма взаимодействия взрослого и ребенка – форма сотрудничества.
5. Свободная творческая активность ребенка не должна мешать реализации свободной активности других детей («надо, чтобы ребенок сознавал, что его свобода так же естественно ограничивается, как и свобода взрослых»).
6. Противник отождествления свободы с произволом («подобное понимание «освобождения ребенка» более чем смешно, оно знаменует собою недомыслие»).
7. Постоянное наблюдение и изучение природы ребенка и предоставление ему возможности удовлетворения всех естественно рождающихся в нем потребностей, обусловленных процессом развития.
При подготовке к третьему вопросу вам следует обратиться к анализу работ Л.Н. Толстого «О воспитании», «О наказании и насилии в воспитании» и др. Покажите на примере реализации идеи свободного воспитания в Яснополянской школе, как и кем, по мнению Л.Н. Толстого, определяются границы свободы в педагогическом процессе.
Покажите актуальность идей Л.Н. Толстого о свободном воспитании в условиях влияния гуманистических идей на интенсивный педагогический поиск, который ведется в России в последние годы после отказа от идеологических псевдонаучных догм воспитания.
Возможны индивидуальные сообщения на темы «Актуальность взглядов Л.Н. Толстого на проблему воспитания в условиях новой парадигмы образования», «Яснополянская школа: история и современность», «Толстовские» школы в Тульском регионе».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление