Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. На данном семинаре изучаются наиболее важные вопросы, связанные с историей возникновения и становления отечественной педагогики




На данном семинаре изучаются наиболее важные вопросы, связанные с историей возникновения и становления отечественной педагогики.

При подготовке к первому вопросу необходимо познакомиться с двумя документами о единой трудовой школеРСФСР: Декларацией и Положением, сделать выписки, акцентируя свое внимание на следующих аспектах:

а) демократизация и гуманизация школы;

б) политехнизация школы;

в) воспитательная роль труда и др.

При анализе документов обратите внимание на то, что в «Декларации» изложены новые идейно-политические и педагогические принципы организации народного образования, а в статьях «Положения» показаны способы их реализации на практике.

Раскройте понятия: «единая», «трудовая» (школа).

Сравните содержание документов о единой трудовой школе РСФСР 1918 г. с содержанием последних документов об образовании: Типовым положением об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г. № 196; Закон РФ об образовании, - посл. изд.

а) цель и принципы государственной политики в области образования;

б) система образования;

в) социальные гарантии реализации прав граждан на образование;

г) управление системой образования.

По 2 и 3 вопросам данного семинара студенты выступают с сообщениями, докладами или защищают рефераты. При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на роль П.П. Блонского и С.Т. Шацкого в развитии педагогической науки, осветить основные этапы их педагогической деятельности, сделать выписки из некоторых работ (см. список литературы к семинару).

При рассмотрении 2 вопроса необходимо обратить внимание на идеи С.Т. Шацкого об организации различных видов жизнедеятельности школьников как важнейшем средстве их всестороннего воспитания и развития, о характере и методах педагогического руководства деятельностью детей, о перерастании образования в самообразование, воспитания в самовоспитание.

Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся – одна из актуальнейших проблем современной педагогики. Значительный вклад в решение этой проблемы был сделан работниками Первой опытной станции по народному образованию в 20-е годы. В этой связи можно подготовить сообщения на такие темы, как:

– «Проблема воспитания самостоятельности и творческой активности в педагогике С.Т. Шацкого»;

– «Поиск С.Т. Шацким новых форм организации учебных занятий»;

– «Трудовая и общественная деятельность в процессе воспитания (по статьям С.Т. Шацкого)».

Рассматривая вопрос о педагогических взглядах и деятельности П.П. Блонского, особое внимание следует обратить на определение им цели воспитания, основных компонентов воспитательного процесса, на разработанные им:

а) принципы воспитания и образования (научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, активность и самостоятельность учащихся в процессе обучения);

б) «активные методы обучения», обеспечивающие высокое качество знаний (исследовательский метод);

в) концепцию трудовой школы (см. работу «Трудовая школа», 1919 г.).

При подготовке четвертого вопроса следует обратить внимание на следующие положения педагогической системы А.С. Макаренко:

а) цель и принципы воспитательной работы;

б) коллектив и производительный труд – ключевые звенья педагогической системы;

в) воспитание детей в семье;

г) критерии определения эффективности воспитательного процесса.

Обдумывая построение ответов на предложенные выше положения, используйте понятия, введенные в педагогику А.С. Макаренко: проектировка личности, идея завтрашней радости, закон движения коллектива, система перспективных линий, принцип параллельного педагогического действия, дисциплина торможения, дисциплина борьбы и преодоления, труд-нейтральный и труд-забота и др.

При обсуждении проблем семейной педагогики в трудах А.С. Макаренко обратите внимание на цель и задачи воспитания детей в семье, общие условия семейного воспитания, родительский авторитет, виды ложного авторитета. Соотнесите рассуждения А.С. Макаренко с вопросами современной семейной педагогики.

Вопросы и задания

1. Подумайте, можно ли считать, что А.С Макаренко создал педагогическую систему, наиболее полно отвечающую потребностям строительства социализма в нашей стране в 30-е года.

2. На конкретных примерах покажите, как развивались идеи А.С. Макаренко в опыте В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского и др.

3. Готовы ли вы к тому, что изучая творчество А.С. Макаренко, столкнетесь с взаимоисключающими оценками его наследия?

– Профессор Геттингенского университета Херман Нооль пишет: «Макаренко – великое педагогическое явление исторического значения…» (25 лет лаборатории «Макаренко-рефреш». Марбург, 1993, с. 47).

– Ю.П. Азаров, доктор педагогических наук, считает, что в воспитательной системе А.С. Макаренко с помощью коллектива подавлялись личность, свобода и любовь. (Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. - М.; 1989, с. 26).

4. В последние годы наблюдаем усиливающуюся критику идей Макаренко внутри страны. Вместе с тем во всем мире интерес к Макаренко сохраняется. Многие специалисты считают, что из макаренковских идей сегодня на Западе можно извлечь много ценного и полезного для науки и практики. Со страниц мировой печати Макаренко предстает гуманистом, талантливым педагогом, полным любви к детям. Попытайтесь объяснить причины сложившейся ситуации.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы составлены ко всем темам пособия. Эти задания следует выполнять после изучения раздела. Для отчета о выполнении данных заданий в графике учебного процесса отводится специальное время – контроль за самостоятельной работой студентов. Предлагаемые задания разнохарактерны по объему, уровню сложности и степени Вашей самостоятельности в учебной и исследовательской работе. Они разделены на две группы.

К первой группе относятся задания репродуктивного и репродуктивно-продуктивного уровней (простое воспроизведение, установление причинно-следственных связей, сравнение, выявление главного, общего, особенного и единичного, определение понятий, доказательство, составление таблиц и схем и т.д.). Эти задания направлены на формирование способов познавательной деятельности и общеучебных умений и навыков, необходимых студенту и будущему учителю; их выполнение обязательно. Форма отчета должна быть согласована с преподавателем.

Ко второй группе относятся задания повышенной сложности, в основном носящие частично-поисковый и исследовательский характер. Эти задания направлены на формирование творческих способов познавательной деятельности и общепедагогических умений. Одно или несколько заданий этой группы могут быть выполнены по желанию или по специальному заданию преподавателя. Внимательно знакомьтесь с методическими указаниями к выполнению заданий.

Тексты для анализа предложены для того, чтобы студенты могли расширить свой педагогический кругозор, продемонстрировать разные точки зрения на ключевые проблемы истории образования и педагогической мысли. Данные задания способствуют развитию профессионального мышления и становлению личного педагогического кредо будущего учителя.

Тема 1. Предмет и задачи курса «История педагогики и образования». Теоретико-методологические основы изучения мирового и отечественного историко-педагогического процесса. Генезис воспитания. Особенности развития воспитания и образования в Восточной цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.