Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 6. Педагогическое взаимодействие в воспитании




План

 

  1. Понятие о методе воспитания и методическом приеме.
  2. Разные подходы к классификации методов воспитания.
  3. Характеристика основных групп методов воспитания.
  4. Психолого-педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания.
  5. Методы самовоспитания.
  6. Понятие о средстве воспитания. Классификация средств воспитания.
  7. Выбор средств воспитания.

Задания

 

1. Проанализировать понятия в учебниках разных авторов «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания».

2. Определить взаимосвязь между методами и приемами воспитания.

3. Перечислить основания классификаций методов воспитания и заполнить таблицу «Классификация методов воспитания» по предложенному алгоритму:

Автор классификации Классификационный признак Группы методов воспитания Наименование отдельных методов
Бабанский Ю.К. Концепция деятельности 1. Методы формирования сознания Рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций
3. Методы стимулирования поведения Соревнование, игра, поощрение, наказание.
4. Методы контроля, самоконтроля, самооценки Наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности
Болдырев Н.И.      
Ильина Т.А.      
Караковский В.А.      
Марьенко И.С.      
Пидкасистый П.И.      
Смирнов С.А.      
Щукина Г.И.      

4. Обосновать, какая из классификаций методов воспитания является наиболее интересной, удачной и убедительной.

5. Продолжить заполнение группировочной таблицы «Методы воспитания»:

Основные методы Вспомогательные методы
Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции
убеждение инструктаж педагогическое требование Критика
и т.д.      

 

6. Дать характеристику отдельных методов воспитания в таблице:

Метод, его разновидности Характерные черты Этапы (алгоритм) реализации метода Условия эффективного использования
Метод убеждения (беседа, диспут, рассказ) Словесное воздействие на разум, чувства, эмоции, волю воспитанника. Побуждает воспитанников к социально-ценностным действиям 1. Создание (выбор) благоприятных психологических условий. 2. Выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия). 3. Постановка задачи, отбор содержания. 4. Предъявление информации. 5. Ориентация на использование информации на практике. 6. Учет результатов убеждения. Личная убежденность учителя. Подготовленность, эрудиция учителя. Правдивость, искренность. Доверительность отношений, тактичность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (класса). Опора на общественное мнение. Сочетание с другими методами воспитания.
Метод внушения      
Инструктаж      
Метод прблемных ситуаций      
Упражнение      
Метод примера      
Педагогическое требование      
Метод перспективы      
Соревнование      
Поощрение      
Критика      
Метод взрыва      
Наказание      

 

7. Вспомните школьные годы и назовите методы воспитания, применявшиеся наиболее часто, наиболее редко. Какие более нравились и запомнились лучше?

8. Что означает оптимальный выбор методов воспитания?

9. Приведите примеры неэффективного применения методов воспитания и результатов (последствий) их использования.

10. Чем отличается система методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

11. В чем различия методов воспитания в семье и школе?

12. Работая в группах, составьте памятки (рекомендации) для молодых педагогов и родителей по эффективному использованию системы методов воспитания.

13. Поделитесь опытом самовоспитания. Какие методы самовоспитания являются для вас наиболее эффективными?

14. Проанализируйте классификации средств воспитания разных авторов и выберите наиболее удачную.

15. Назовите способы использования компьютера в качестве средства воспитания.

 

Литература

1. Вигман С.Л.. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие/ С.Л. Вигман. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.

2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ В.И. Волынкин. – Изд.2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,2010.-744 с.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-на-Дону, 2002. Ч.2. Методика воспитательной работы.

5. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.

6. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: учебник/ И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 574 с.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учеб. Пособие для студ. вузов / В.С. Селиванов; под.ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд.- М.: Академия, 2005. – 336 с. (Главы VI –XI)/

8. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008.-576 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика. Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания. Глава 18.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.