Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МОДУЛЬ II: Методология педагогики и методы педагогических исследований




План:

I. Методология педагогики: понятия и задачи

II. Педагогическая действительность и методы педагогических исследований

 

I. Методология педагогики: понятия и задачи

Сам термин методология греческого происхождения и означает учение о методах или теория, о методах. В определении методологии педагогики большой вклад внесли такие отечественные педагоги, как Л.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков и другие.

С учетом этих работ под методологии педагогики понимается система знаний об исходных положений об основаниях и структуре педагогической науки о принципах подхода и способах добывания научно-педагогического знания об объектах и предмете педагогики

Функция методологии педагогики

1. Направлять и предопределять достижение научно исследовательской цели, уточнять понятия и содержания целей, задач педагогики

2. Обеспечивать всесторонность получение информации и об объекте процессах и педагогических явлениях, исследовать закономерности и принципы педагогических исследований

3. Вводить новую, уточнять, обогащать и систематизировать терминологию и научную информацию в теории педагогики

4. Создавать систему информации, опирающие на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.

Методы педагогических исследований

Это способы изучение педагогических явлений и процессов получение информации о них с целью установление закономерных связей и отношений разработки научных теорий концепций моделей.

Выделяют несколько групп методов:

1. Теоритические:

ü Исторический анализ или ретроспективный (документах, теорий, фактах событий, личности в образовании) сопровождается синтезом, обобщением выводами и рекомендациями

ü Теоритический анализ (анализируется теорией, концепцией, моделей, методики, организационно педагогические условия) сопоставляется с реальной проблемой практики, выявляются закономерности, формулируются принципы, концепции, разрабатываются модели и рекомендации по их реализации и практики

2. Эмпирические методы

ü Наблюдение

ü Беседа

ü Интервью

ü Тестирование

ü Анкетирование

ü Эксперимент

 

26.03.13

Лекция 5 (продолжение)

Дидактические тесты

Слово тест происходит от английского слова test, которое означает испытание или проба

Тестирование – это способ изучение личности учащегося, в процессе применения которого испытуемый выполняет определенные действия, задания, задачи исследователя

Выделяют следующие виды тестов:

ü Общих умственных способностей и уровня развития

ü Тесты социальных способностей (по определенным видам деятельности)

ü тесты обученности и обучаемости (дидактические тесты)

ü Тесты определения уровня воспитанности, сформированности нравственных, физических, социальных и других качеств личности

Наиболее распространенными тестами являются дидактические тесты, а и именно тесты обученности.

Обученность – это совокупность заданий ориентированных на определении уровня освоения определенного объема учебной информации. Чаще всего применяется в модульной технологии обучения.

В этой группы существуют такие тесты:

ü Входного контроля

ü Текущего контроля

ü Итогового контроля

ü Тесты квалификации

Тест обучаемости позволяет проверить способности учащегося овладеть заданным содержанием дидактический потенциал личности.

Основные требования к тестам:

1. Валидность (показательность)

2. Диагностическая ценность, оптимальный уровень сложности задания в тесте

3. Надежность (релиабильность), проверяется при повторном выполнении теста, должны быть одинаковые результаты

Типы вопросов в тесте:

ü Альтернативный. Например: Волга впадает в Каспийское море?

ü Выборочные. Например: Эфиопия находится в Европе, в Америке или в Азии?

ü Конструируемые. Например, дайте определение понятию «материк»

 

Педагогический эксперимент

Слово эксперимент – лат. означает опыт, испытание

Педагогический эксперимент – это научно постановленный опыт испытания педагогических нововведений в определенных условиях

В зависимости от цели, который преследует эксперимент различают:

ü Констатирующий

ü Проверочный (контролирующий)

ü Проверочный (уточняющий)

ü Формирующий эксперимент

В зависимости от условий, в которых проводится, эксперимент различают:

ü Естественный эксперимент

ü Лабораторный эксперимент

Педагогический эксперимент единственный метод, который имеет созидательную направленность

Количественные методы педагогического исследования

Качество – это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет чем он является

Качество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Качество традиционно раскрывается с помощью описания признака

В педагогики выделяют две группы количественных методов:

1. Для обработки результатов наблюдения и экспериментов

2. Для моделирования, диагностики, прогнозирования учебно-воспитательного процесса УВП

Пальму первенства держат статистические методы:

ü Регистрация – выявление определенного качества уязвление данного качества и подсчет количества по наличию или отсутствие данного качества

ü Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности определение в этом ряду место изучаемых объектах

ü Шкалирование – присвоение данных и других цифровых показателей, исследуемым характеристикам

Известно четыре основных градаций измерительных шкал:

ü Наименования или номинальные

ü Порядка или (ранговые)

ü Интервальные

ü Отношения

Педагогическое моделирование

Моделирование занимает особенное место в современных педагогических исследованиях, относительно новый метод.

Под педагогическим моделированием понимается процесс познавательной деятельности, связанный с изучением сложно организованных педагогических систем через построение их моделей

Модель – объект, который соответствует другому объекту (оригиналу), заменяет его при познании и дает о нем или его частях информацию

Модели обычно бывают в виде рисунка, чертежей, схем, таблиц, матриц и описываются в виде текста

02.04.13

Лекция 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.