Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль III: Педагогический процесс




План:

1. Педагогический процесс: понятие и сущность

2. Структура педагогического процесса, подходы к структурированию

3. Теория целостного педагогического процесса, педагогической науки

 

I. Педагогический процесс (ПП): понятие и сущность

Понятие педагогический процесс является ведущим методологии педагогики. На основе этого понятия строится дефиниции (определения), всех основных категорий педагогики (воспитание, образование и обучение)

Кроме этого ПП, как реально организуемые явления в практике образования проектируется, осуществляется и контролируется каждым преподавателям своей профессиональной деятельности. Именно поэтому знания теории и технологии ПП является основой профессионально-педагогической подготовки

Этимология слово процесс от латинского слова processus означает движение вперед изменение чего либо.

ПП предполагает изменение, прогрессивное развитие педагогического объекта (учащегося, воспитуемого), специально организованной системе реализующий заказ общества. То есть понятие педагогического процесса в первом приближении тождественно понятию ВШПС

Теоретико-исторические предпосылки, рассмотрение ПП, как одно из основных категорий педагогики и объекта педагогического проектирования, деятельности преподавателя разрабатывались русскими педагогом П.Ф. Каптерев, и П.П. Блонский

Каптерев раскрыв сущность педагогического процесса: «Определил его как всесторонние усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу».

Каптерев рассматривал два ведущих фактора, влияющих на формирование личности ребенка – биологический и социальный. Причем процесс естественного развития ребенка и специально организованный ПП должны представлять собой единое целое, обеспечивающие прогрессивное и творческое развитие субъекта воспитания ВШПС.

Если говорить о социальном заказе он формулируется обществом различных законодательно нормативных документов в виде целей (конституция РФ, закон об образовании, законам по отраслям образования, инструктивные письма, постановления, указа правительства РФ, министерство образования и науки (МИНОБР), Уставы и положения об образовательных учреждениях, принимаемые педагогическим совета)

ПП в современной педагогической науки, сохранил сущностные характеристики данные Каптеревым в 20е-годы XX века и определяется следующим образом.

Педагогический процесс – это динамично развивающие взаимодействия педагога и учащегося (воспитателя и воспитуемого), направленное на достижение заданных обществом целей и приводящее к заранее намеченному результату. Изменение состояния педагогического объекта, заключающегося в преобразовании опыта (знания, умения, навыки), воспитание личностных качеств и психических механизмов, субъектов ПП.

Это определение можно отразить в виде опорной схемы или формулы

ПП = Ц∑(п+уч.)/СпОрОбСс → О+В+р/п(с1)+уч(с2) = R

Ц – целенаправленное

∑ - взаимодействие

П – педагог

Уч. - учащийся

СпОрОбСс – специально организованная образовательная система (школы, колледжи, институты и т.д.)

О – обучение

В – воспитание

Р - развитие

1 стрелка – опыт

2 стрелка – ЛК (личностные качества)

3 стрелка – психические свойства

 

Другими словами ПП – это совокупность последовательных действий педагога и учащегося с целью образования, развития и воспитания личности последнего

II. Структура педагогического процесса, подходы к структурированию

В соответствии с определением ПП для его изучения, проектирования и осуществление деятельности педагога необходимо уяснить его структура.

Структура от латинского struktura строение, какой либо системы, объекта, расположение и взаимодействие элемента этой системы или объекта

Поэтому для рассмотрения структуры ПП необходимо выяснить из каких элементов (компонентов) состоит ПП, как они взаимосвязаны между собой, взаимозависимы как преподаватель в своей профессиональной деятельности может спроектировать ПП. Обеспечит его эффективность на практике, продиагностировать и осуществить последующую коррекцию

Для исследования структуры ПП используется несколько подходов, позволяющих всесторонне его рассмотреть. В качестве ведущих подходов выделяют:

ü Системный (система)

ü Функционально-деятельностный (компоненты)

ü «Организационно-управленческий» (этапы)

09.04.13

Лекция 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.