Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Е. Хватцев





установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухо­речевых дифференцировок. Нередко бывает достаточно одной такой работы, чтобы устранить недочеты в произношении.

Сюда относятся такие виды упражнений в зависимости от глубины нарушений слухоречевых восприятий (здесь не говорится о поражении элементарного слуха).

1. При наличии звуков произносимого повторение с вык­
люченным зрением (ребенок поворачивается спиной к гово­
рящему логопеду, товарищу, или ему завязывают глаза, или
логопед говорит, экранизируя свою артикуляцию куском кар­
тона и т. п.) коротких фраз, а затем отдельных ее слов, сло­
гов, звуков, произносимых то шепотом, то громко. Например:
Ваня, дай мяч (повторение завершается выполнением прика­
за), затем Ваня, далее Ва, ня, наконец В, а, нь, а.

2. С повторением или молча (при нарушенных звуках)
указываются названные, знакомые ребенку картинки, иг­
рушки, наименования которых различаются одним лишь
звуком (бочкаточка, макбак, балкапалка и т. п.).
Особенно полезны в этом случае слова-паронимы, отличие
фонем которых заключается в наличии или отсутствии звон­
кости, мягкости, дрожания или других трудно различимых
элементов (бочкапочка, банкабанька, мелмель,
рак
лак, точкакочка и т. п.).

Прием. Здесь картинки «балка» и «палка», где палка? При ошибке логопед многократно с подчеркиванием смеши­ваемых звуков произносит: «Это балка, балка балка... а это палка, палка... Где балка?»

3. Повторение оппозиционных слогов или звуков, взятых
из паронимов: бапа... бп...

4. То же без повторения, но с условной ответной реакцией
ученика на данное слово, слог, звук (поднять руку и т. п.).
Слова даются во избежание механической сигнализации
вперебивку.

5. Обычный звуковой анализ, применяемый при обучении
грамоте (фраза — слово — слог — звук; указание первого,
последнего звука в слове и т. п.; подбор слов на заданный
слог, звук и т. п.).

Такие занятия хорошо проводить в форме игры. Сюда от­носится отгадывание слов путем подстановки последнего


Методика воспитания нормального произношения... 131

или первого звука. Логопед или ученик произносит булк, а другие заканчивают а; или он произносит: улка — чего не хватает? — б. Игра «Лови — говори»: произносят часть на­звания бросаемого предмета (мяч, шарик), а поймавший до­говаривает слог, звук.

В тяжелых случаях формирования фонематического слу­ха, особенно у маленьких детей, предварительно применя­ются игры на предметное соотнесение звука с звучащим пред­метом. При выключенном зрении на разных предметах и на музыкальных инструментах издаются звуки, а дети назы­вают звучащие предметы; проводится игра в жмурки (ловят по звонку); нахождение звучащего предмета по направлению звучания; угадывание с выключенным зрением товарищей по их голосу и т. д.

Одновременно в процессе перечисленных упражнений развивается и слуховое внимание. Это очень важное об­стоятельство, так как неуменье вслушиваться в речь ок­ружающих является одной из причин плохого произно­шения.

Как правило, прежде чем упражнять ребенка в правиль­ной артикуляции, необходимо поупражнять его в слухо­вом анализе этого звука. Фонематический слух развива­ется в единстве с артикулированием звука, поэтому при развитии его обязательны и упражнения в артикуляции.

Полезно прослушивание магнитофонной записи с после­дующей самооценкой, что вызывает большой интерес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.