Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 21




В современном 17-томном академическом словаре о слове интел­лигентный сказано: «умственно развитый», «образованный», «куль­турный».. Вот три признака, которые как бы вбирают в себя сразу три прежних слова и связанные с ними понятия всех трёх уровней: куль­турность всего лишь частный признак интеллигентности. Какими-то таинственными нитями связаны всё-таки друг с другом все эти слова: образованный, культурный, интеллигентный. Да ведь была и какая-то потребность общественной жизни, чтобы понятия обо всех оттен­ках личности, вторгаясь в русскую действительность, утверждались в ней и наконец образовали термин. Жизнь за последние тридцать лет изменилась в корне, и новый термин стал неизбежностью. Однако ни­какое заимствованное слово, будь оно самым распрекрасным и точ­ным, не ляжет на душу, не отзовётся коренным своим смыслом, если не пройдет сквозь пору решительных социальных испытаний. Язык развивается сам по себе, по своим законам, это верно. Но нормы лите­ратурной речи создают люди. Они выбирают из множества слов толь­ко то, что годится им для красоты и точности речи. Посмотрите, на­сколько избирателен русский язык. Цивилизованный - слово понят­ное, но употребляется редко. Слова культурный и интеллигентный используем очень часто.

В своё содержание термин интеллигентный вобрал исконную рус­скую традицию — обозначить человека умного, оценив его и со стороны нравственной. Не просто умный — добрый. В умном наши предки прежде всего видели и ценили способность к душевному порыву, духовную суть познания, требования к которому постоянно повышались, всё усложняясь со временем. Ум и знания двузначны. Они могут быть и злыми и добрыми, а для человека ценен ум добрый. Выходит, что в понятие об интеллигенте незаметно вошло народное представление о хорошем и умном.

В процессе развития слова интеллигентный происходило вхожде­ние в него культурной русской традиции - прежних, более конкретных и к, в известной мере частных, но всегда точных понятий о человеке добром, о человеке хорошем, о человеке умном. Народное представле­ние об интеллигентности и состоит в непрерывающейся традиции отношения к человеку в совместности доброму и умному, а значит, и хорошему, душевному, на которого можно положиться. Своеобразной заменой древнерусских слов и образов в новых исторических условиях и стало слово интеллигентный. Народное сознание не спеша, но и
бесповоротно наполняло его своим особым содержанием, которого не оказалось ни в каком другом языке. Мало ума —... нужна, душевная деликатность. «Мы ломаем голову, какой он такой, интеллигентный человек? А образ интеллигента давно создал сам народ. Только он называет его - хороший человек. Умный человек. Уважительный, не мот, не пропойца. Чистоплотный. Не трепач. Работник. Мастер». Так говорит Василий Шукшин, и говорит правильно. Интеллигентность всегда в личности, и если человек ведёт себя «культурно» — он интел­лигентен. Культура — уровень достижений, степень развития умственной, духовной и общественной жизни общества, а интеллигентность — воплощение этого в отдельной личности. (По В. Колесову*) *Колесов Владимир Викторович (родился в 1935г.) – доктор филологических наук, профессор, историк русского языка, культуры и филологии. ТЕКСТ 22

Как изменились ценностные ориентации дружбы в современную эпоху? Мы часто слышим, что массовое общество разрушило или по­дорвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, ме­нее человечным. Некоторые социологи считают, что в современном об­ществе, где конкретный человек теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе, глубокая и длительная дружба невозможна. Амери­канский футуролог А. Тофлер писал, что условия современной жизни высокая социальная мобильность, частые перемены места жительства, работы - делают личные отношения непостоянными, ненадёжными и эфемерными. Люди, так же как вещи и место, проходят через на­шу жизнь не задерживаясь. Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отношения. Сознательно или нет, мы строим наши отношения с людьми на функциональной осно­ве. В условиях городской жизни, особенно в современном мегаполисе, всё усложняется. Человек, стремящийся чего-то достичь, должен бе­речь время, и это сказывается на неутилитарном общении: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины — это совсем не то же самое, что дружеское застолье.

Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что-то, а ради не­го самого. Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам преиму­щественно в момент нужды, нам становится обидно. Но мы и сами по­ступаем так же! Дружеские отношения ценны прежде всего потенци­ально, они дают уверенность в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. Реальная потребность в этом воз­никает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. Дружба просто ждёт своего часа. Однако наша актуаль­ная потребность в душевной близости или практической помощи воз­никает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятости. Но так было во все времена! Необходимое условие дружбы - вера в друга и взаимная терпимость.

Дружеские отношения возглавляют список важнейших ценно­стей и условий личного счастья, именно дружеские отношения часто считаются даже более важными, чем семейно-родственные связи. Из 40 тысяч американцев, ответивших на анкету популярного журнала, свыше половины сказали, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше, чем к членам собственной семьи. У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. Даже при сравнительно редких встречах и большом расстоянии дружеские отношения, как правило, считаются наиболее интимными и психологически важными, нали­чие близких друзей служит важнейшим условием субъективного бла­гополучия. Дружба сегодня ассоциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой безгранична.

С возрастом иерархия ценностей меняется, но дружба всё же зани­мает одно из первых мест. Люди, как и прежде, ставят тепло челове­ческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпочитают задушевную беседу увлекательной видеокассете. Трудно? Приходится чем-то жертвовать? Но глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они нико­му и никогда не давались даром. (По И.С. Кону*) *Кон Игорь Семенович (род. в 1928г.) – социолог, доктор филологических наук, психолог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.