Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 26




Влад Бакулин считал себя самым умным не только в лицее, но и на всём белом свете. Когда одноклассники просили быть поскромнее, Бакулин ухмылялся, расстёгивал пиджак и показывал висевшую на шеезолотую медаль, которую он получил за первое место в региональной олимпиаде по математике.

- У вас есть такая медаль? — спрашивал он, — То-то... Будете наез­жать - я позову пацанов из Запанского, и тогда от этого лицея останутся одни руины...

Запанское — пригородный посёлок, где жил двоюродный брат Бакулина, лютый вожак свирепой бандитской шайки, державшей в страхе весь город.

В конце года в лицее проходила олимпиада по информатике. Приз для победителя в этом году был необычный — ноутбук. Услышав об этом, Бакулин от радости чуть не лишился чувств. Он давно грезил о собственном ноутбуке, но понимал всю утопичность своей мечты: его и маленькую сестру воспитывала одна мать, которая работала сани­таркой в заводской больнице. Судьба подарила ему шанс. Каждый день Бакулин забегал на кафедру информатики и предупреждал пре­подавателей, чтобы никто не распаковывал его ноутбук.

- Почему это он твой? Ты сначала выиграй олимпиаду!

- Да я мизинцем всех порву! — самодовольно говорил Бакулин и целыми днями, не щадя себя, готовился к решающей схватке.

Настал долгожданный день. Бакулин схватил листок с задачами, от волнения долго не мог сосредоточиться. Вдруг через полчаса, как гром среди ясного неба, прозвучал голос его одноклассника Вани Гаммеля:

- Тому, кто всё сделал, можно сдавать?

Бакулина бросило в жар. Всё! Неужели это крах?! Влад с отчаяни­ем посмотрел на Гаммеля и зашептал:

- Ваня, поддайся! Смотри: у тебя проблемы будут! Я свистну паца­нов из Запанского... Ваня, ну, пожалуйста! Ваня, я тебя по-хорошему прошу...

Гаммель обречённо вздохнул.

На следующий день объявили победителя — им стал Бакулин. Он излетел на сцену, схватил ноутбук и, сияя от счастья, прижал его к груди...

В классе никто не поздравлял триумфатора. Бакулин, откинув­шись на спинку стула, брезгливо смотрел на своих одноклассников:

- Да плевал я на ваше отношение! Стоит мне свистнуть братву из
Запанского... Гаммель, думаешь, я просто так говорю?.. Что, может, свистнуть?

Нет, не надо, я уже испугался! - пряча улыбку, взмолился Гаммель.

Он-то знал, что у Бакулина на самом деле в Запанском живет дво­юродный одиннадцатилетний брат, у которого после тяжёлой кожной болезни выпали все волосы на голове, и за это местная детвора драз­нила его Бяшей.Бакулин по субботам ездил в посёлок и орал на всю округу, что, если кто посмеет обзывать его брата, он позовёт друзей из лицея и... - Бакулин, ты когда к брату поедешь? — шёпотом спросил Гаммель.
Бакулин хищно вытянул шею:

—А что, ты такой крутой, что хочешь с моим братом познакомиться?

— Я знаю его. Он с моей сестрой в дорожной больнице лежал. Дис­ки с играми для него возьмёшь?

Бакулин вздрогнул, пристально посмотрел на Гаммеля, хотел что-то сказать, но не смог и только кивнул головой. (Е.А. Лаптев*) *Е.А.Лаптев (род. в 1936г.) – писатель-публицист. ТЕКСТ 27

Школьный психолог проводила тест, проверяющий интеллекту­альное развитие учащихся. Среди заданий было такое: «Учёный ло­жится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 утра. Сколько часов он будет спать?»

Собрав работы, психолог сокрушённо покачала головой: дети, все как один, в задаче про будильник дали ответ - 13 часов.

На классном часе она анализировала допущенные учениками ошибки, пеняла на отсутствие воображения и низкий уровень произ­вольного внимания. Чтобы сделать условие задачи наглядным, пси­холог стала рисовать на доске циферблат будильника, часовую стрел­ку, минутную стрелку и стрелку, с помощью которой указывается время звонка.

— Учёный будет спать всего один час. Теперь вам понятно?

Дети с недоумением переглянулись, потом кто-то достал телефон и показал, какой там у него стоит будильник. Девять вечера обознача­ется цифрой 21.

— И у меня будильник на телефоне! И у меня! — понеслось отовсюду.

— Да... в наше время мобильников не было... Ладно, будем счи­тать, что условие задачи было сформулировано не совсем корректно...

Этот забавный случай отражает отнюдь не забавную проблему! Се­годня между поколениями, отделёнными не тысячелетиями, не века­ми, а каким-нибудь десятком лет, пролегают зияющие пропасти. Те­перь никого не удивляет, что 5-летний карапуз с отеческой снисходи­тельностью учит умудрённую жизнью бабушку отправлять SMS сооб­щения, а 5-классник владеет компьютером лучше учителя. В этом нет ничего плохого: в авангарде технического прогресса всегда стояла мо­лодежь. То новое, что стремительно входит в нашу жизнь, легче вос­принимать ребенку с огромным запасом свободной памяти, чем пожи­лому человеку, обременённому устоявшимися взглядами.

Серьёзная опасность кроется в духовном разрыве между поколе­ниями. Сегодня внук может учить свою бабушку, да и, признаем, бабушкеесть чему поучиться у внука, но это вовсе не означает, что жиз­ненный опыт молодёжи перевесил опыт «отцов». Если внук начнёт учить бабушку жизни, рассказывать, что такое плохо и что такое хо­рошо, вот тогда и разрушится связь времён.

Выпускника экономического вуза приняли управляющим в ин­ститут, где много лет занимались разработками в области ядерной физики.Он взялся за реформы и решил урезать зарплаты всем научным сотрудникам.

- Погоди! - остановил его прежний управляющий. — Учёные не будутза такие копейки здесь работать. У них и так зарплата не ахти. Уволятся, и всё!

— Ну и пусть увольняются! — бросил экономист.

- Да? А ядерной физикой ты у нас будешь заниматься?

День сегодняшний — частичка бесконечного потока времени, внем и следствия дня вчерашнего, и причины будущего. Без новых идей, взглядов, без отрицания того, что изжило себя, невозможно раз­витие. Но развитие немыслимо и без усвоения прежнего опыта, его накопления, творческой переработки. Такую преемственность поко­лений по-настоящему обеспечивает культура.

Ученики не поняли задачку про будильник, потому что время из­менилось. Ещё труднее им понять жизнь людей прошлых эпох. Но для того и существует культурное взаимодействие, язык, традиции, чтобы обеспечить это понимание, чтобы через человека струился живойток бесконечного времени.

(По В.А. Захарову*) *В.А.Захаров (род. в 1956г.) – писатель и публицист.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.