Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Купить рекламу! Хороший эффект!




На уроке детям выдается половина альбомного листа. Учитель дает задание:

- Нарисуйте себя!

На этом все. Учитель не должен подсказывать детям, что рисовать, как располагать рисунок. Дети должны рисовать полностью самостоятельно. Любое вмешательство может исказить истинность результатов теста.

Теперь дети рисуют. 5-10 минут вполне достаточно. После этого учитель просит подписать рисунок своим именем печатными буквами. Если кто-то не умеет, учитель делает это за него и собирает все рисунки.

Настала очередь анализа автопортретов – детских психологических рисунков.

Схема анализа автопортретов

- голова:

Большая голова обычно обозначает наличие больших интеллектуальных претензий или недовольства своим интеллектом.
Маленькая голова обычно передает, что у человека есть трудности в усвоении информации либо проблемы с оцениванием окружающего мира.

- глаза:

Большие глаза на лице предполагают подозрительность человека, а еще — проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к мнению общества.
Маленькие или же закрытые глаза обычно предполагают углубленность человека в его внутренний мир и то, что этот человек склонен к самокопанию.

- рот:

Акцентированный рот предполагает у человека примитивные оральные тенденции или возможные затруднения в речи. Если же рот не нарисован, это предполагает или депрессию, или вялость в общении.

- уши и нос:

Большие уши предполагают чувствительность к критике.
Большой акцент на нос – указывает на наличие неких сексуальных проблем.
Выделенные сильно ноздри свидетельствуют о том, что человек склонен к агрессии.

- руки:

Анализ изображения рук на автопортрете позволит нам узнать, как личность контактирует с окружающим миром. Скованные руки обозначают жесткого, обязательного, замкнутого человека. Вяло опущенные руки обозначают неэффективность. Хрупкие и слабые руки — физическую или же психологическую слабость человека. Длинные и (или) сильные руки обозначают амбициозность и весьма сильную вовлеченность в все, происходящее во внешнем мире. Очень короткие руки, в свою очередь, предполагают чувство неадекватности и отсутствие амбициозности.

- ноги:

Длинные ноги предполагают потребность человека в независимости.
А вот большие ноги – потребность его в безопасности.
Автопортрет, на котором не изображены ноги, означает отсутствие опоры и нестабильность.

Кроме вышеперечисленных критериев анализа теста автопортрет, существуют и другие критерии:

- изображение эстетическое (гибкость линий, легкость, лаконичность образа, выразительность черт) – человек обладает художественными способностями.

- изображение схематическое (тело и лицо изображены схематично анфас и в профиль) – человек интеллектуального склада ума (мыслитель), склонен к обобщению.

- изображение реалистическое (тщательные подробности на рисунке: прорисованы лицо, шея, одежда, волосы и т.д.) – человек отличается большой педантичностью, склонен обращать внимание на детали, а также тщательно обдумывать каждую ситуацию.

- изображение метафорическое (автопортрет-метафора) – человек с развитой фантазией, творческими способностями, воображением и чувством юмора.

- автопортрет в интерьере (в окружении предметов, на фоне комнаты, пейзажа) – человек обладает повышенным вниманием к тому, что его окружает.

- автопортрет с эмоциями (улыбка, слезы и т.д.) – человек эмоциональный. Кстати, часто человек изображает себя на рисунке с противоположной эмоцией той, которую он испытывает.

- изображение в движении – человек увлеченный тем, что изображено (танцы, спорт и т.д.).

- автопортрет со спины – человек, которые не желает поступать по инструкции, делает все наоборот, привлекает к себе внимание.

Вот таким образом мы интерпретируем данные, полученные в результате данного теста, и узнаем о человеке больше.

Тест Автопортрет – это не единственный тест анализа личности, который проводится с детьми. Также учитель проводит и другие тесты: тест Керна-Ирасека, который состоит из трех заданий и служит для определения уровня готовности к школе; исследование качества звукопроизношения, прогностическая таблица для исследования адаптации к школе, методика «Графический диктант» и другие тесты и методики, о которых мы с вами еще поговорим.

 

22. Рисунок «Фантастическое животное», его прогностические возможности для целей психодиагностики и психотерапии.

 

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству,

т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.