Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура перспективного плана воспитательной работы




Виды планов воспитательной работы

1. Перспективный план работы составляется на 1-2 года. Предполагает ответы на следующие вопросы:

- Что предстоит сделать?

- Как последовательно?

- Как создать воспитательный коллектив?

- Как строить его деятельность?

- Как содействовать максимальному индивидуальному развитию личности воспитанников?

- Кто поможет организовать работу?

2. Календарный план работы обеспечивает четкое планирование работы на 1 месяц и отвечает на следующие вопросы:

- Что сделаем?

- Для кого сделаем?

- Когда? Где?

- Кто проводит?

3. План педагога на день: помогает экономно расходовать время и силы, отбирать наиболее важные, первостепенные дела, не дает «завязнуть» в текучке мелких дел. Отличается детализацией и указанием времени на тот или иной вид деятельности по часам (и даже минутам). предполагает работу с коллективом детей, индивидуальную работу с воспитанниками, работу с педагогами, работу с родителями воспитанников; работу с организациями и учреждениями, работу над документами, конспектами, планами, сценариями и т.п.

4. План подготовки и проведения конкретного мероприятия может иметь следующую структуру:

1) название и форма проведения;

2) задачи;

3) участники;

4) время проведения;

5) место проведения;

6) оборудование;

7) подготовительная работа;

8) план проведения.

Раздел I: Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год

Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

Нередко классный руководитель испытывает затруднения в составлении данного раздела плана, поэтому предлагаем один из вариантов программы анализа воспитательной работы в классе. Эта программа рекомендуется, прежде всего, начинающему классному руководителю, поскольку в ней содержатся подсказки о том, что может быть предметом анализа. На последующих этапах профессионального роста, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитательной работы в классе и определятся научно-методические принципы осуществления педагогического анализа этой работы, потребность в этой программе отпадет, т.к. классный руководитель будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией. А пока можно воспользоваться публикуемым вариантом.

Раздел II: Цели и задачи воспитательной деятельности

В этом разделе находят отражение целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога.

Воспитания без цели не бывает, т.к. сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный, ожидаемый результат осуществляемой деятельности. В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:

1) идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

2) результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика (выпускника) и планируемый к достижению за определенный промежуток времени;

3) процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств ученика.

В качестве идеальной цели большинство педагогов избирает воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы ученика и класса. При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть;

1) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, овладение учениками целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;

2) сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;

3) обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;

4) конкретными, четко и ясно сформулированными;

5) трудными, но реально достижимыми;

6) гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке;

7) диагностичными.

В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. Например, цель - формирование творческой личности учеников, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой, а для ее реализации педагог определил следующие задачи:

а) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

в) развивать познавательную активность учеников;

г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Процессуальные цели неразрывно связаны с результатными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение воспитанниками желаемого образа учащегося (выпускника). В планах работы классных руководителей встречаются цели и задачи этого вида, например, сформулированные таким образом:

- использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учеников к ценностям русской национальной культуры;

- ввести в учебное расписание уроки общения и развития коммуникативной культуры учеников;

- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализа жизнедеятельности в классе;

- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и т.п.

Раздел III: Основные направления и дела классного сообщества

В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ класса, его идеальные представления о построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе.

Совокупность форм и способов жизнедеятельности класса не должна представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будут зависеть структура и форма данного раздела плана. Назовем некоторые научные разработки и предложим соответствующие им варианты подготовки и оформления этого раздела плана.

Профессор Н.М.Таланчук обосновал целесообразность использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учениками. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и преумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:

- семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);

- трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);

- общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);

- мир (интернациональные роли личности);

- Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).

Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно-ролевого подхода, то может избрать следующую форму планирования дел в классе:

 

Тематические программы С е н т я б р ь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Я и общество» «Я и природа» «Я и моя школа» «Я и моя семья» «Я и мое «я»            

 

Известный ученый О.С.Газман считал, что «деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Механизм воспитания, по его мнению, заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьника. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раздел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом:

 

Целевая программа О к т я б р ь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Учение» «Общение» «Досуг» «Образ жизни» «Здоровье»                    

 

Доктор педагогических наук В.А.Караковский полагает, что общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Он предлагает направить свои усилия на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. А следовательно, воспитательные дела в плане работы классного руководителя целесообразно объединить в следующие разделы:

Общечеловеческая ценность Н о я б р ь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Земля Отечество Семья Труд Знания Культура Мир Человек            

 

Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учеников, Л.И.Маленкова и Н.Е.Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана в которой спроектирует участие учеников в перечисленных видах деятельности.

 

Вид деятельности Д е к а б р ь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательная Ценностно-ориентировочная Трудовая Художественно-творческая Физкультурно-оздоровительная Коммуникативная Игровая            

 

Структуру личности можно представить как целостную совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов: познавательного, ценностного (нравственного), коммуникативного, эстетического и физического. Поэтому педагоги в планах воспитательной работы систематизируют планируемые воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием перечисленных потенциалов.

 

Потенциал личности С е н т я б р ь
1 - 4 5 - 11 12 - 18 19 - 25 26 - 30
Познавательный Ценностный (нравственный) Коммуникативный Эстетический Физический          

Нередко классные руководители распределяют планируемые дела в соответствии с выдвинутыми в процессе целеполагания задачами воспитательной деятельности. в этом случае данный раздел плана оформляется следующим образом:

 

Задачи воспитательной деятельности О к т я б р ь
1 - 7 8 - 14 15 - 18 19 – 25 26 - 31
1. 2. 3. 4. 5.          

 

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учеников и формирование неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива. При выборе форм и способов классный наставник отдает предпочтение тем делам, которые предлагались ученикам и родителям в ходе коллективного планирования жизнедеятельности планирования в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учеников и в большей степени влияют на процесс их развития. И еще один важный момент - это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволяет повысить эффективность воспитательной деятельности.

Раздел IV: Индивидуальная работа с учащимися

Наличие этого раздела в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учеников, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

Каждый ученик нуждается во внимании классного руководителя. Один ученик чересчур долго «задержался» на какой-то работе и выполняет ее без прежнего энтузиазма, потому что уже «вырос» из нее. Другой пытается развязностью выразить свою самостоятельность, потому что не знает, как можно проявить ее иначе. Третий нерешителен, когда ему приходится что-то организовывать в классном коллективе. Четвертый любит много обещать, не давая себе отчета в своих возможностях и сильно переоценивая их, а потом, не справившись с делом, ищет всевозможные доводы для оправдания.

К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учениками следует отнести:

- изучение индивидуальных особенностей учеников, специфики условий и процесса их развития;

- установление межличностных контактов с каждым ребенком;

- создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учеников реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;

- оказание индивидуальной помощи ученикам, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;

- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.

Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учениками. При составлении плана классный руководитель может включить в него такие педагогические средства, как приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников, составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов школьников и их родителей, ведение дневника или отдельных листков личностных достижений учеников, совместное определение с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консультации и беседы, педагогический консилиум, создание ситуации успеха и выбора, разработка и осуществление программ коррекционной деятельности, проведение занятий кружка «Познай себя» и др.

Раздел V: Работа с родителями

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя. Решение этой задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

- изучение семей учеников;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учеников.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учеников и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Какие формы и методы работы с родителями может использовать учитель? Постараемся ответить на это вопрос, учитывая ранее выделенные нами направления деятельности классного руководителя с родителями школьников.

Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинение о семье, конкурс творческих работ учеников «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловы игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания, тематические консультации, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе, обзор популярной педагогической литературы для родителей, обмен опытом воспитания детей в семье, вечер вопросов и ответов, день открытых дверей и др.формы.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе, коллективные творческие дела, праздники, вечера, концерты, КВН, посещение театров, вставок, библиотек, прогулки, походы, поездки и путешествия, выставки творческих работ, дни здоровья, помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты, участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий, организация мини-кружков и клубов.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями. Установление связи с шефами, окружающим социумом, общественностью.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи ученика, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учеников, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учеников осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учеников, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учеников, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Раздел плана «Работа с родителями» учитель может оформить так:

Срок проведения Наименование дел
Сентябрь 1. Родительское собрание «Давайте познакомимся». 2. Анкетирование родителей. 3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности. 4. Формирование картотеки детей учеников.    
Октябрь 1. Посещение семей учеников. 2. Собрание родителей и учеников по планированию совместной деятельности «Наши общие дела». 3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы «Знакомство с нашими учителями». 4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться».    
Ноябрь 1. Анализ учебной работы за 1 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности. 2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития». 3. Посещение семей учеников. 4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме «Познавательные игры в семье».    
Декабрь 1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье». 2. Выставка для родителей и учеников «Мы - люди творческие». 3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».    
Январь 1. Посещение семей учеников. 2. Творческий отчет учеников перед родителями по итогам 2 четверти. 3. Лыжная прогулка за город вместе с родителями.    
Февраль 1. Тематическая консультация для родителей мальчиков «В семье растет сын». 2. КВН мальчиков и отцов.    
Март 1. Праздник мам и бабушек. 2. Тематическая консультация для родителей «В семье растет дочь». 3. Совместное формирование программы кружка для девочек «Девицы-мастерицы» (ведут мамы). 4. Посещение семей учеников.    
Апрель 1. Создание экрана успеваемости учеников. 2. Выставка лучших работ учеников, тетрадей, дневников. 3. Лекция «Традиции семейного чтения». 4. Обзор литературы для родителей «Домашняя библиотека».    
Май 1. Анкета для родителей «Планы на лето». 2. Собрание родителей и учеников «Итоги года». 3. Подготовка благодарственных писем. 4. Концерт для родителей.    
Июнь 1. Однодневный поход учеников и родителей «Достопримечательности родного края». 2. Благоустройство классной комнаты.    

 

Раздел VI: Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе

Необходимость включения этого раздела в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учеников, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей довольно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.

В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:

а) развитие личности учеников;

б) формирование классного коллектива;

в) наличие у учеников и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

При изучении процесса и результатов развития личности учеников классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых. Например, хорошей подсказкой педагогу является разработанная профессором Н.Ф.Масловой диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника»:

1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, состояние здоровья и физического развития, условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей,, материально-бытовое положение, образовательный, трудовой, нравственный статус родителей, отношение старших к ребенку, применение поощрений и наказаний).

2. Знакомство с режимом дня школьника, использованием свободного времени, участие в домашнем труде.

3. Выявление основных характерологических особенностей школьника (преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли, трудолюбия, любознательности, общительности и др.).

4. Выявление основных реакций школьника на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований (путем наблюдения).

5. Определение способности школьника руководить своими чувствами, желаниями, потребностями путем наблюдения в конфликтных ситуациях и ситуациях свободного выбора.

6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворенности собой, своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны и в будущем.

7. Выявление общего кругозора школьника, круга чтения и интересов, склонностей, отношения к музыке, телепередачам, кино, театру, общественно-политическим событиям. культура речи.

8. Выявление отношения к учебному труду (активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей.

9. Выявление отношения школьника к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя, интерес к выполнению трудовых поручений, проявление добровольности, инициативы, самостоятельности, точности и быстроты в выполнении трудовых дел, умения работать индивидуально и в коллективе).

10. Особенности общения школьника (отношения с близкими, старшими, младшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми. За что ценит взрослых, товарищей, друзей? Способен ли к привязанности, сопереживанию другим людям? Конфликтность в общении, степень авторитарности, положение в коллективе, основные симпатии и антипатии школьника в общении).

12. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении школьника (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках и др.).

13. Выявление общей направленности и уровня притязаний личности (личная, общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях школьника, ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).

14. Выявление особенностей темперамента (проявление эмоций в деятельности и общении, частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания, темп деятельности, экстровертированность или интровертированность, слабость, сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности, ригидность или пластичность).

(Личность в воспитательной системе школы /под ред.А.В.Гаврилина и Л.И.Новиковой. - Владимир, 1993. - С.119-120).

При исследовании процессов, происходящих в классном сообществе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные стороны жизни коллектива, как:

- сформированность социально ценной совместной деятельности;

- наличие приоритетного (доминирующего) вида деятельности;

- активность и самореализация учеников в совместной деятельности;

- состояние эмоционально-психологических отношений;

- состояние деловых отношений;

- наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;

- развитие ученического самоуправления.

При поиске ответа на вопрос: на сколько ученики и их родители удовлетворены жизнедеятельностью в классном сообществе? - в поле деятельности классного руководителя должны находиться такие аспекты, как комфортность и защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе; наличие у родителей чувства удовлетворенности результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в классном коллективе.

В ходе диагностической деятельности учитель может использовать различные приемы и методы: педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение продуктов творческой деятельности учеников и др. В технологический арсенал классного руководителя можно включить следующие диагностические средства:

- игры «Лидер», «Киностудия», «Морские командные учения», «Путешествие по морю любимых занятий»;

- тесты «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой, «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева, «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» Е.Н.Степанова;

- «Цветик-семицветик», «Мы - коллектив? Мы коллектив... Мы - коллектив!», «Какой у нас коллектив?»;

- конкурс рисунков «Я в моем классе» и др

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.