Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь прибыли, себестоимости и объема продаж. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, понятие операционного расчета




Сущность анализа «затраты-объем-прибыль» заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости (затрат) и прибыли. Он дает возможность проследить взаимосвязь между этими характеристиками, т.е. определить влияние, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на величину получаемой от реализации товаров прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.

Необходимым условием применения методики анализа "затраты-объем-прибыль" является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая выражается формулой: ВР (выручка от реализации) = Рп (переменные расходы) + Н (постоянные расходы) + П (прибыль)

Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют критической, или мертвой, или точкой равновесия. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

Наиболее простой и доступный - это графический метод, при котором уровень безубыточного объема производства определяется как точка, образованная пересечением линий объема производства и полной себестоимости. Объем производства больше порогового значения приносит предприятию прибыль, меньше - убыток.

Элементы взаимосвязи "затраты-объем-прибыль": 1) маржинальный доход; 2) порог рентабельности (точка безубыточности); 3) маржинальный запас прочности; 4) производственный леверидж.

Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами предприятия. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Маржинальный доход исчисляется: Дм = Пр + Н=Вр-Рп

Дм / Вр – коэффициент покрытия

Применительно к конкретному изделию маржинальный доход равен:

Дм i = (С i – Сп i)* Q, где Q - количество изделий данного вида.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции равна всем его совокупным затратам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Точка безубыточности продаж (Т):

а) в стоимостном выражении Т = Вр * Н / Дм = Н: Дм/Вр = Н /Ду, где Ду удельный вес маржинального дохода в объеме продаж

б) в натуральных единицах Т = К * Н /Дм

в) в % отношении, если К взять за 100%, тогда точка безубыточности: Т = 100 * Н / Дм

Маржинальный запас прочности (запас финансовой прочности)– величина, покрывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Запас финансовой прочности или запас безопасной устойчивой работы организации ЗПП=Вр – Т= Вр – Н/Ду.

ЗПП / Вр * 100 – показывает какой % снижения выручки способно выдержать предприятие без угрозы для своего финансового состояния.

Операционный (производственный) леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль, до вычета % и налогов, путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Если доля постоянных расходов у предприятия велика, то такое предприятие имеет высокий уровень производственного левериджа, т.е. высокий уровень чувствительности к изменениям. Основными характеристиками производственного левериджа являются:

1. Доля постоянных производственных расходов в общей сумме затрат (это Н/Сп), а также соотношение постоянных и переменных затрат (Н/Рп)

2. Отношение чистой прибыли предприятия к его постоянным расходам (Пч/Н)

3. Соотношение темпов изменения прибыли и объема реализации (Тр Пр / Тр Вр)

При прочих равных условиях рост первых 2 показателей означает рост производственного левериджа. Для его измерения рассчитывают коэффициент производственного левериджа (Кпл). Он характеризует эффективность основной деятельности: Кпл = Р/Сп = Пч/Н

Соотношение темпов роста Пр и Вр получило название эффект производственного левериджа (Эпл).

Эпл = темп прироста Пр/темп прироста Вр – это означает, что задавая тот или иной темп изменения объема продаж с той или иной степенью вероятности можно ожидать необходимый прирост прибыли от продаж.

Эпл исходя из маржинального дохода рассчитывается: Эпл = темп прироста Дм / темп прироста Вр

Особенности действия механизма производственного левериджа заключаются в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левериджа (т.е. возможность ожидаемого прироста прибыли) проявляется только после того как предприятие преодолело точку безубыточности продаж.

2. После преодоления точки безубыточности, чем выше показатели производственного левериджа, тем в большей степени можно ожидать прирост прибыли с наращиванием объема продаж.

Соотношение показателей маржинального дохода и показателей производственного левериджа порождают силу действия операционного рычага, а эффективность использования собственного и заемного капитала порождает силу действия финансового рычага.

Предпринимательский риск и финансовый риск связаны. Уровень сопряженного воздействия этих 2 рычагов = сила операционного рычага * сила финансового рычага. Поэтому сочетание мощного операционного рычага и мощного финансового рычагов увеличивают степень риска, в связи с чем, в предпринимательской деятельности должна быть достигнута оптимальная величина их сочетания. Сила операционного рычага связана, прежде всего, с запасом финансовой прочности: ЗПП = 1 / силу операционного рычага

Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле:(1- ставка налога на прибыль) * (коэффициент рентабельности собственного капитала – средний размер % за кредит)* ЗК / СК

Часто для упрощения коэффициент финансового левериджа отражают соотношением: ЗК/СК




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.