Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции педагогического конфликта. Потенциальная ценность педагогического конфликта




Противоречия и причины возникновения педагогических конфликтов.

Условия возникновения педагогического конфликта в процессе функционирования педагогической системы школы.

ФУНКЦИИИ ПЕД. КОНФЛИКТОВ и потенциальная ценность педагогического конфликта

 

 

1. Вступление. Педагогическая процесс и педагогическая деятельность – сложные сферы взаимодействия и профессиональной деятельности.

 

Противоречия педагогической деятельности - это объективно существующие и взаимоисключающие друг друга условия.

1. Противоречия в системе иерархии целей; между генеральной целью воспитания и личными целями учителя и учащихся, целями частно-методическими.

2. Противоречия между уровнем теоретической подготовки учителя и его практическими умениями.

3. Противоречия между задачами воспитания (обучения) и используемыми формами работы.

4. Противоречия между личными целями учащихся и задачами коллективной деятельности.

5. Противоречия между поставленными задачами обучения, воспитания, развития учащихся и избранной системой методов обучения и воспитания.

6. Противоречия между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся.

7. Противоречия между возможностями учащихся в “зоне ближайшего развития” учащихся и задачами урока.

8. Противоречия между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения.

9. Противоречия между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности.

10. Противоречия между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения.

11. Противоречия, вызванные неравномерностью физического и психического развития учащихся.

12. Противоречия между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребёнка.

Если взаимодействие, например, учителя и ученика обусловлено одним из этих противоречий неизбежно возникает конфликт, но будет ли этот конфликт конструктивным или деструктивным зависит только от самих его участников, их желания, возможностей, конфликтологической компетентности.

 

Основываясь на этих общих положениях, мы и приступим к изучению отдельного раздела конфликтологии - конфликтов, возникающих в педагогическом процессе.

 

Учёные среди причин, вызывающих конфликты, выделяют объективные и субъективные.

Объективными причинами педагогических конфликтов могут быть следующие:

- недостатки в управлении образовательным процессом, например: отсутствие перспективы роста для учителя, низкий оклад, слишком большая нагрузка, большое количество детей в классе, недоработанные программы, нехватка времени для индивидуальной работы, недостаточное оборудование, лишние часы из-за отсутствия преподавателей, слишком короткие перерывы и т.д., недостаточное финансирование школы, проявление сегрегации в школе, слабые школьные программы, низкие стандарты образования, трудность в найме высококвалифицированных учителей, недостаток альтернативных программ, альтернативных школ, классов;

- несоответствие прав и обязанностей участников взаимодействия или их нечёткое распределение (ответственность за успехи учеников, ответственность за воспитание и т.д.

 

К субъективным причинам конфликтов мы отнесём социально-демографические: возраст, пол, социальное происхождение, национальность участников педагогического процесса; факторы искажения информации участниками ситуации, к которым относятся:

- “иллюзия собственного благородства” - участник конфликта полагает, что является жертвой нападок злобного противника;

- “поиск соломинки в глазу у другого” - каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, зато с негодованием реагирует на его действия;

- “двойная этика” - собственные действия воспринимаются каждым из участников как допустимые и законные, а такие же действия оппонента как нечестные и непозволительные;

- позиция “всё ясно” - упрощение ситуации в свою пользу;

- недостаточно хорошее знание человека;

- неправильное понимание его намерений;

- неверное представление о том, что он на самом деле думает;

- ошибочная интерпретация мотивов совершённых поступков и др.

В дополнение к ним необходимо различать ситуативные причины (утомление и т.п.) и характерологические (устойчивые качества личности, предрасполагающие к трудностям общения).

Теоретики конфликтов утверждают, что конфликт не есть нечто исключительное. Это не конфронтация. Это способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.