Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптационная. Психотерапевтическая;




Психотерапевтическая;

Инновационная (творческая).

Являясь формой противоречия, конфликт может стать источником развития. Наиболее яркое выражение эта функция конфликта нашла в концепции Э. Эриксона. Ж. Пиаже в свою очередь показал, что социо-когнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей. Б.Ф Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей». Конфликт стимулирует изменения как внутриличностные, так и в межличностных отношениях, именно конфликт является источником развития. В этом собственно и заключается главный смысл педагогического конфликта и отличие педагогического конфликта от других типов конфликта. Во многих работах по психологии конфликт называется не просто конструктивным, а даже продуктивным. Конфликт обнажает противоречие, и это является стимулом к инновационным действиям, пробуждает креативность, служит источником развития личности и межличностных отношений.

Конфликтное взаимодействие снимает эмоциональное напряжение, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Конфликт может привести к самоутверждению личности и формированию его активной позиции во взаимодействии с окружающими. В определенных условиях конфликт может выполнять функцию защиты и поддержки человека (ребенка, учащегося). Функции педагогики и психотерапии настолько сближены, что эффективное влияние педагога имеет косвенным результатом психотерапию, а умелое действие психотерапевта служит перевоспитанию пациента.

Конфликт способствует приспособлению индивида или группы кновым условиям, в которых они оказались. Образование всегда сопряжено сосвоением нового, поэтому субъект образования (ученик, ребенок, стажер),попадая в новые условия, часто попадает в конфликтную ситуацию,разворачивающуюся при определенных условиях в конфликт. Разрешениеэтого конфликта и обеспечивает адаптацию.

 

Деструктивные последствия педагогических конфликтов:

1. разрыв или регресс отношений между участниками взаимодействия;

2. нарушение психологического климата, эскалацию напряжённости между конфликтующими сторонами;

3. получение негативного опыта от конфликтного взаимодействия;

Конфликтное разрешение проблем закрепляет в социальном опыте насильственные способы решения проблем.

4. выраженное негативное воздействие на психическое состояние участников, например, в сфере образования распространены дидактогении и депрессии учащихся (Дидактогения достаточно широко распространена и результатом её является то, что большинство школьников неохотно учатся, всячески избегают любой деятельности в классе под руководством учителя, прогуливают уроки. Вероятно, поэтому большинство участников образовательного процесса относятся к конфликтам отрицательно. Факторами негативного восприятия конфликтов преподавателями и учащимися являются: личный жизненный опыт, влияние семьи, школы, окружения, средств массовой информации);

5. депрессии и эмоциональное выгорание преподавателей;

Все перечисленные негативные последствия возникают при определенных вариантах разрешения конфликта. Поэтому педагогам так важно не только знать, но и владеть именно конструктивными вариантами завершения конфликтов.

6. психическое и физическое насилие;

7. формирование негативного образа другого;

«Образ врага» способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовность действовать в ущерб ему.

8. обретение личностью негативных новообразований;

Конфликт может способствовать формированию у человека неверия в справедливость, убежденности, что сильный (взрослый, педагог) всегда прав, что в его ситуации ничего изменить нельзя. В группе может формироваться установка на преемственность насильственных действий. Подобные функции педагогического конфликта не способствуют преодолению противоречий, лежащих в субъектно-субъектных отношениях образовательного социума. Вот почему целесообразно, зная о таких возможностях протекания конфликта, стремиться сузить рамки проявления деструктивных функций конфликта. Конструктивное протекание конфликта, предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на преодоление возникших противоречий, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления.

 

3)

 

Последствия конфликтов могут быть как позитивными, так и негативными. Так, в работах современных ученых-педагогов выделена и изучена такая группа моделей взаимоотношений между педагогами и учащимися, в структуре которых конфликты выполняют позитивную функцию:

1) модель «профессионально-доверительных» взаимоотношений, которые строятся на основе взаимного доверия и высокого профессионализма учителя;

2) модель «исследовательско-конструктивных» взаимоотно­шений, при которых учитель осваивает новые технологии, работает в инно­вационном режиме.

Вместе с тем в большинстве работ ученых конфликты (межличностные и групповые) рассматриваются как явления аномальные, как дисфункция педагогической системы, момент разрыва отношений, факт противостоя­ния, воздвижения межличностного барьера между учителем и учащимся.

Практический опыт школ показывает, что конфликты участников обра­зовательного процесса могут оказывать сильное негативное воздействие на их внутреннее психическое состояние, часто приводя к стрессам. Например, плакали, будучи в школе, — 80 % учащихся2. Подсчитано, что в современ­ной российской школе учителями применяется до 140 оскорбительных кли­чек школьников, самые распространенные из которых «дурак» и «дебил»3.

Деструктивные педагогические конфликты. Они возникают, как отмечалось выше, на основе случайных противоречий субъектов образовательного процесса: непрофессиональное поведение учителей, нарушение педагогического такта, ошибочные действия администрации школы, игно­рирование субъектами конфликта общепринятых ценностей.

Остановимся более подробно на особенностях деструктивных конфликтов, рассмотрим и их негативное влияние на ход и результаты учебного процесса, что позволит сделать обоснованные выводы о необходимости их учета при технологизации обучения.

Согласно приведенным данным выделенные типы конфликтных отношений отличаются по содержанию и сценарию:

- если в младших классах преобладают конфликты дидактического характера, ис­точником которых является некорректность взаимодействия учителя с учащимися,

- то в средних и старших классах — первое место занимают конфликты на почве несоблюдения дисциплины; источником этих конфликтов является в основном нарушение учащимися норм школьной дисциплины.

Общим стрессогенным фактором во взаимоотношениях учителя со всем группами детей и подростков школьного возраста являются конфликты, вызываемые бестактностью учителя («конфликтогенное поведение») педагога. Все обозначенные конфликты имеют негативные психологические последствия и для учителя, и для учащихся: вызывают у них психологические переживания, наносят психологические травмы. В частности, наблюдается после конфликтное ухудшение успеваемости, поведения, потеря доверия к учителю, обиды надолго, падение в глазах ребенка авторитета учителя, выработка двойного стиля поведения: показная исполнительность с внутренним несогласием и поступками, чтобы «отвязаться» от учителя, избежать неприятностей. Такие конфликты становятся причиной потери учащимися познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождают активное внутреннее торможение у ребенка, которое может быть расценено как умственная отсталость.

 

 

Хххххххххххххххххх

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.