Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура международной конкурентоспособности




 

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и комплексов в системе мировой экономики зависит от их конкурентоспособности. Конкуренция вообще выступает как рыночная форма экономической соревновательности и проявление закона экономического соревнования, относящегося к числу общих экономических законов и сущностных атрибутов экономической цивилизации. Потенциал ведения хозяйственными единицами и системами конкурентной борьбы с другими рыночными субъектами определяется как конкурентоспособность. Конкурентоспособность – это широкое понятие, отражающее реальные и потенциальные возможности извлечения прибыли и других форм экономической выгоды, устойчивость положения на рынке, степень научно-технической прогрессивности производственных и коммерческих параметров экономической деятельности. Международная конкурентоспособность отражает возможности экономических единиц и комплексов интегрироваться в систему мирового рынка, способность удерживать в течение достаточно длительного времени позиции на мировом рынке, а также способность сохранять позиции на внутреннем рынке своей страны в борьбе с внешними конкурентами. Кроме того, понятие международной конкурентоспособности включает в себя и тот уровень («этаж») мирового рынка, на котором экономические субъекты способны вести успешную экономическую борьбу с другими субъектами. Так, устойчивость положения на мировом рынке Ливии, 99% экспорта которой приходится на нефть, или России, более 90% экспорта которой составляют топливно-сырьевые товары, нельзя считать признаком высокой международной конкурентоспособности.

Международная конкурентоспособность как обобщённое понятие отражает взаимодействие четырёх главных факторов: это конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей и стран. Конкурентоспособность товаров определяется, прежде всего, их качеством и ценой. Цена как фактор конкурентоспособности конкретизируется в цене покупки и общей цене потребления. Качество характеризуется надёжностью, экономичностью, дизайном, оптимальностью нишевой дифференциации; в более широком смысле – дореализационным и послереализационным обслуживанием, условиями и механизмами продаж. В системе современного перенасыщенного рынка ключевое значение приобретает степень прогрессивности научно-технических характеристик товаров, возможности наращивания этих параметров в процессе потребления и создание принципиально новых товаров, примером чего является возникновение рынка ПК.

Конкурентоспособность фирмы обеспечивается не только производством конкурентоспособных товаров, но и эффективностью общей организации деятельности, которая позволяет удерживать и расширять позиции на мировом рынке. Важными факторами при этом являются организация систем текущего и перспективного планирования, общий и стратегический маркетинг, развитие технической базы производства, осуществление научных разработок, совершенствование системы управления, оптимизация снабжения и сбыта. Эффективность этих параметров экономической деятельности позволяет фирме удерживать и корректировать позиции на мировом рынке даже при падении конкурентоспособности отдельных товаров (вследствие насыщения спроса, морального старения, изменения моды, вкусов и т.д.). Современная экономическая теория определяет этот аспект конкуренции как «конкуренцию организации» и обращает внимание на эффект организационных форм, подобных японской системе «кэнбан», американской «just in time» и т.д.

Стратегия выхода фирмы на мировой рынок и закрепления внешнеэкономических позиций во многом зависит от отраслевых особенностей. Существуют отрасли, продукция (деятельность) которых ориентирована, преимущественно, на внутренний рынок: это некоторые виды пищевой промышленности, торговли, ресторанный бизнес и др. И, напротив, известны отрасли, действующие в условиях глобальной конкуренции – производство компьютеров, аэрокосмической техники, телевидеоаппаратуры, копировальной техники и т.д. Конкурентоспособность отрасли исходно определяется наличием или отсутствием ресурсной базы по всем факторам производства – сырью, оборудованию, технологиям, по квалификации рабочей силы. В традиционных отраслях большое значение имеет накопленный исторический опыт и международный престиж отрасли и фирмы. Развитие некоторых новейших отраслей, напротив, было обусловлено ограниченностью сырьевой базы традиционного производства. В ряде случаев особое значение имеет эффект масштаба внутреннего рынка: так, американские фирмы, способные противостоять соперникам на масштабном и высококонкурентном внутреннем рынке, оказываются затем успешно подготовленными и к внешнеэкономической борьбе. Важную роль может иметь и взаимодействие групп родственных отраслей («кластеров») в их внешнеэкономической экспансии - например, в Швеции 50% всего экспорта приходится на группы транспортных отраслей, металлургии и деревообработки.

Ряд международных экономических организаций (Всемирный экономический форум, Всемирный банк и др.) осуществляют разработку критериев и готовят доклады, содержащие анализ конкурентоспособности ведущих стран мира. При этом рассматривается несколько сот показателей, которые сводятся в основные группы; количественный анализ дополняется экспертными оценками, опросами руководителей международного бизнеса. С середины 90-х гг. в число анализируемых стран включена и Россия; её экономика по интегрированным показателям международной конкурентоспособности, как правило, оценивается критически: наша страна занимает последние места в списке пяти десятков ранжируемых стран мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.