Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы конкурентной борьбы на мировом рынке




 

Функционирование мирового рынка подчинено общим рыночным закономерностям, в его системе проявляются зависимости законов спроса, предложения и конкуренции. Вместе с тем, механизм мирового рынка характеризуется спецификой, определяемой его национально-государственной структурой, тарифными и нетарифными ограничениями, внешнеэкономической политикой государств и т.д. Данные факторы воздействуют на процессы конкурентной борьбы, основные формы которой имеют единую экономическую природу как на внутреннем, так и на внешнем рынке – это внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, совершенная и несовершенная, функциональная и межфирменная конкуренция, конкуренция товаров и конкуренция организаций, добросовестная и недобросовестная, легальная и нелегальная конкуренция и т.д. Специфика мирового рынка отражается в таких формах, как межгосударственная конкуренция и конкуренция региональных интеграционных группировок, а также международных экономических институтов и организаций, формационных и цивилизационных социально-экономических систем.

Особое значение в практике конкурентной борьбы на мировом рынке имеют такие её формы, как ценовая и неценовая конкуренция, проявляющиеся на уровнях конкуренции товаров, фирм, отраслей, стран, региональных группировок. Общий механизм ценовой конкуренции заключается в установлении и изменении (увеличении или уменьшении) уровня цен таким образом, чтобы это позволило вытеснить конкурентов из данной рыночной ниши (или не допустить их проникновения) в целях максимизации прибыли или иных экономических выгод. При этом, в зависимости от конкретных обстоятельств, реализуются различные ценовые стратегии, которые в укрупнённой группировке могут быть определены как пионерные (применяемые для новых товаров), стандартные (для известных товаров) и адаптационные (ориентированные на цены конкурентов). Каждая из этих основных групп ценовых стратегий имеет много разновидностей, но в них прослеживаются единые алгоритмы: захват и удержание рыночных позиций посредством низких цен, максимизация прибыли посредством высоких цен при отсутствии или вытеснении конкурентов. Очевидно, что продажа товаров по ценам, более низким, чем у конкурентов, требует в общем случае и более низких издержек. Так, в 70-80-е гг. товары японских фирм на рынках США продавались в среднем на 20-25% дешевле, чем аналогичные американские, а на западноевропейских рынках – на 10-15% дешевле, что оказалось возможным вследствие более низких издержек производства японских товаров (прежде всего, из-за разницы в оплате труда). Известны и условия, при которых политика высоких цен не требует предварительного вытеснения конкурентов: это производство принципиально новых товаров (пионерные стратегии «снятия сливок» и ценообразование на товары-«звёзды» в стратегии «жизненного цикла товаров») и товаров более высокого класса, чем у конкурентов (стандартные стратегии «первоклассного имиджа продукта», которые реализуются, например, фирмами, IBM, «Компак», «Проктер энд Гэмбл», «Даймлер-Крайслер» и др.).

Одной из наиболее известных разновидностей ценовой конкуренции на мировом рынке является демпинговое ценообразование. Демпинг (от англ. – «сбрасывание») исходно выступал как продажа товаров на внешних рынках по «бросовым», низким ценам, иногда ниже себестоимости товаров, с целью разорения или вытеснения конкурентов. Впоследствии понятие демпинга стало трактоваться более широко – демпинговыми признавались цены, которые хотя и позволяли получать прибыль, но устанавливались иностранной фирмой в данной стране на уровне, более низком, чем в стране базирования фирмы. Затем ГАТТ было дано ещё более широкое определение демпинга, к которому стали относить любые формы ценовой политики, так или иначе препятствующие национальному производству какой-либо продукции.

В современных условиях возможность проведения демпинговой ценовой политики фирмами во многом зависит от государственной поддержки - различных форм субсидирования и стимулирования экспорта, предоставления экспортных гарантий, страхования и т.д. Пример подобной политики демонстрируют страны ЕС в отношении стимулирования экспорта аграрной продукции из этих стран. Государства-импортёры, напротив, проводят антидемпинговую политику посредством таможенных пошлин, квотирования и других специальных антидемпинговых мер. Международные экономические организации, и прежде всего ВТО, также осуждают демпинговые методы конкурентной борьбы – в частности, принят специальный антидемпинговый кодекс. В то же время, известны и случаи недобросовестного применения антидемпинговых процедур, преследующие цели вытеснения внешних конкурентов, в действительности не осуществляющих демпинговой политики; - в последние годы подобная практика наиболее часто применяется в отношении российских фирм, особенно на рынках европейских стран и США.

Эволюция как внутри-, так и внешнеэкономических форм конкурентной борьбы в последние десятилетия ознаменовалась значительным возрастанием роли неценовой конкуренции. К основным неценовым факторам конкуренции относятся: улучшение потребительских свойств товаров, особенно их качества; совершенствование форм продаж – предоставление кредитов, продажи в рассрочку и т.п.; совершенствование системы реализации товаров – развитие рекламы, консалтиг, до- и послереализационное обслуживание, предоставление гарантий, обеспечивающих эффективное потребление. Особое значение в современных условиях приобретает развитие рекламы и послереализационного обслуживания – гарантии ремонта и поставки запасных частей. Необходимо отметить, что грань между ценовыми и неценовыми методами конкурентной борьбы не является абсолютной; она во многом условна и часто предполагает взаимодополняющий характер этих методов. Часто формально неценовые методы являются скрыто ценовыми – так, продажа товаров более высокого качества по заниженной цене, улучшение гарантийного обслуживание или предоставление льготных кредитов при сохранении прежней цены продаж означает, фактически, использование ценовых методов конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.