Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные социально-экономические проблемы развивающихся стран




В развивающихся странах проявляет себя значительное количество сложных социально-экономических проблем и противоречий. Одной их основных проблем для большинства этих стран является преодоление отсталости. Для её решения необходимо «догоняющее развитие», т.е. повторение экономической эволюции развитых стран, но значительно более быстрыми темпами. В связи с этим, важнейшей задачей становится индустриализация – ускоренное развитие промышленности на базе современных технологий, а затем распространение индустриальных технологий и в других отраслях.

Возможны два основных варианта (модели) осуществления форсированной индустриализации в развивающихся странах: импортозамещающая и экспортоориентированная. При установке на импортозамещение проводится политика протекционизма, национальная промышленность развивается под защитой высоких тарифов, особенно в отраслях, производящих потребительские товары. Данный вариант индустриализации преобладал до середины 70-х гг.; на основе его реализации был обеспечен среднегодовой рост промышленности в развивающихся странах на уровне 6% в год. Однако выявились и недостатки данного варианта: низкая конкурентоспособность местной промышленности на мировом рынке, большие валютные расходы на приобретение оборудования, ограниченность внутреннего спроса, сложность модернизации аграрного сектора.

С середины 70-х гг. ряд стран перешёл к экспортоориентированному варианту индустриализации, который предполагает открытость экономики, активное включение в международное разделение труда, концентрацию ресурсов на развитии некоторых, преимущественно новейших, отраслей, а также лёгкой промышленности и выход на мировой рынок с продукцией этих отраслей. При этом используются такие факторы международной конкурентоспособности, как низкие издержки производства вследствие дешевизны рабочей силы. Экспортоориентированные отрасли становятся «локомотивом экономики», на основе накапливаемых с их помощью финансовых ресурсов, распространения технологий и методов организации производства осуществляются технические, организационные и социально-экономические преобразования в других отраслях. Данный вариант индустриализации и модернизации народнохозяйственной системы был реализован в НИС Юго-Восточной Азии; их успехи обусловили широкое распространение этой модели развития, особенно с середины 90-е годы, когда этот опыт стали перенимать многие развивающиеся страны, и прежде всего – в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Одной из сложных проблем для большинства развивающихся стран является демографическая и тесно связанные с ней проблемы занятости, бедности и урбанизации. Многие из этих стран находятся в зоне «демографического взрыва» - среднегодовой показатель прироста населения составляет по совокупности стран около 2% (а в наименее развитых странах – даже около 3%), что многократно превосходит показатели по развитым странам. Увеличилась средняя продолжительность жизни - с 30-35 лет в 50-е гг. до 50 лет в странах Тропической Африки, 65-68 в Южной и Юго-Восточной Азии и до 70 лет в Латинской Америке к настоящему времени. Одновременно обострилась проблема бедности - в целом по совокупности развивающихся стран 30% населения проживает ниже уровня бедности, а в некоторых регионах эта цифра значительно выше: в Тропической Африке – около 50%, в Индии – 54 %. Наиболее высок уровень бедности в сельской местности, где ниже этого уровня проживает до 80% населения и наблюдаются самые высокие показатели демографического роста. Демографический взрыв ведёт также к неконтролируемой урбанизации, росту безработицы в городах, что, в свою очередь, способствует распространению преступности и увеличению социальной напряжённости. В большинстве развивающихся странах безработные составляют от 25 до 40% экономически активного населения, а в целом работы не имеет более 1 млрд. чел. В то же время, безработица и нищета сочетаются с быстрым экономическим расслоением – выделяются прослойки богатого и сверхбогатого населения. На долю 40% наименее обеспеченных слоёв в развивающихся странах приходится всего 3-4% доходов.

Сложность социально-экономических проблем, противоречия многоукладного хозяйства, задачи концентрации ресурсов в условиях догоняющего типа развития определяют большое значение регулирующих функций государства в развивающихся странах. Отражением роста его экономической роли стало увеличение удельного веса государственных расходов в ВВП с 15-16% в 70-е гг. до 27-28% в настоящее время. В 80-е гг. МВФ и Всемирный Банк навязывали развивающимся странам идеи так называемого «Вашингтонского консенсуса», состоящие в ограничении экономических функций государства, особенно при осуществлении социальных программ, в максимальной дерегулированности хозяйственных процессов и либерализации внешнеэкономической деятельности. Во многих странах реализация этих рекомендаций привела к деградации экономики, результатом чего стало распространение с середины 90-е гг. концепций «Поствашингтонского консенсуса», содержащих рекомендации по развитию и совершенствованию экономической роли государства, регулированию его взаимоотношений с бизнесом, расширению социальных программ.

Перед государством в развивающихся странах стоят, прежде всего, задачи структурной перестройки экономики и формирования ключевых современных отраслей. Во многих странах разрабатываются специальные государственные программы модернизации экономики, большинство из которых, однако остаётся не реализованными из-за нехватки ресурсов и неэффективности государственного аппарата – исключением является лишь реализация государственных программ в НИС. Важной конкретизацией стимулирующих функций государства является привлечение иностранных инвестиций и увеличение нормы накопления. Доля инвестиций в ВВП всех развивающихся стран в 50-е гг. составляла 15-16%, в настоящее время она выросла почти до 30% (хотя у половины стран она и ныне ниже 15%). Государство осуществляет поддержку малого бизнеса – его доля традиционно велика, он исторически связан с ранее существовавшими и не исчезнувшими до настоящего времени формами малого производства в аграрном секторе, в сферах городского ремесла и торговли, ориентирован на хорошо известные местные потребности и ресурсы. Модернизируемый и финансово поддерживаемый государством малый бизнес может стать эффективным средством вовлечения в производство избыточных трудовых ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.