Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ содержательных и процессуальных теорий мотивации




Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.

Количественные методы принятия решений. В основе их лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости;

б) динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

в) вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;

г) теория игр — моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки больших массивов информации с помощью ЭВМ.

 

Принятие решения – связующий процесс, присутствующий при выполнении любой управленческой функции. Необходимость принятия решения диктуется проблемами стоящими перед управляемой системой. Решение представляет собой такой акт человека или органов управления, в котором поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые и т.п.).

Каждое управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

-иметь ясную цель, поскольку в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно;

-своевременным

-быть обоснованным,

-быть законным,

-быть непротиворечивым,

-быть экономичным,

-быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.

 

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Мотивация труда – важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника.

Существуют:

· Содержательные теории мотивации базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать. Определяющей характеристикой этих теорий является их ориентация на изучение потребностей и построение классификации последних. (Маслоу, Альдерфер, МакКлелланд, Герцберг).

· Процессуальные теории мотивации согласно им поведение человека определяют не только потребности, но и целый ряд поведенческих аспектов, связанных с конкретной ситуацией. (теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса, модель Портера–Лоулера, теории «Х и У» МакГрегора) Данные теории анализируют, как человек распределяет свои усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

 

Содержательные теории мотивации:

 

Теория мотивации Маслоу.

Самая распространенная модель иерархии потребности.

1 ступень: основные физиологические потребности (основа пирамиды), еда, одежда, жилье.

2 ступень: безопасность (занятость, доход, обеспеченность по болезни и старости).

3 ступень: социальный контакт (любовь, дружба, групповая потребность, удовлетворительная атмосфера труда).

4 ступень: самоуважение, значение, признание.

5 ступень: самореализация (стремление к самоосуществлению своей профессии, исследование своих собственных потребностей).

 

Теория мотивации Альдельфера (ERG).

Блоки:

1. потребности существования (existence)

2. потребности социальных связей (relations)

3. потребности роста (grouth).

Альдельфер выступал против иерархичности потребностей.

 

Теория приобретенных потребностей Макклелланда.

1. Потребности достижения,

2. Потребность соучастия

3. Потребность властвовать,

Определяющим моментом данной концепции является то, что выделенные потребности не расположены иерархически и не исключает друг друга, проявление влияние этих потребностей зависит от их взаимодействия.

 

Теория обогащение труда Герцберга.

1. Использование партисипативного менеджмента (мероприятия по расширению участия рядовых сотрудников в принятии управленческих решений);

2. Расширение должностных обязанностей и ответственности, ведущее к разнообразию выполняемых функций;

3. Идея ротации;

4. Идея совмещение смежных профессий

 

Теория обогащения труда нацелена на самореализацию индивида.

 

Процессуальные теории мотивации:

 

Теория ожидания Врума

Исходит из того, что наличие активной потребности не единственное необходимое условие мотивации человека при достижении определенной цели.

Теория справедливости С.Адамса

Базируется на утверждении о том, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения сотрудники задают себе два ключевых вопроса:

- «Что я даю организации?»

- «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других сотрудников, выполняющих аналогичную работу?»

Сторонники теории справедливости считают, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить эффективность своего труда.

Модель Портера–Лоулера

 

Теория Х и Теория У МакГрегора

Теория Х (собственно теория Ф.Тейлора) предполагает, что человек ленив и старается избегать работы, а поэтому нуждается в контроле, руководстве; основной же стимул для него – заработная плата, которая должна быть непосредственно связана с результативностью (индивидуальная сдельная система оплаты).

Теория У предполагает стимулирование и поддержку делегированию полномочий, обогащению содержания работы, улучшению взаимоотношений, соучастию решению проблем. Модель, основанная на человеческих отношениях, требует от руководителя привить каждому работнику осознание своей полезности и необходимости, информировать о планах работы организации, предоставлять возможность проявлять инициативу, изобретательность. Таким образом, работа – сама по себе источник возникновения удовлетворенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 6544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.