Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое царство




 

Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской государственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшего могущества. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурный экономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны, приносившие рабов, сырье, золото.

В эпоху Нового царства египтяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, стали осваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чему способствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиозным храмовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальной скульптуры, разнообразием литературных жанров.

Религия и власть. Заметным событием религиозной и общественной жизни Египта Нового царства стала реформа, проведенная фараоном Аменхотепом IV (1368 – ок. 1351 г. до н.э.). Стремясь ослабить власть жрецов, фараон запретил все многочисленные старые культы. Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались, что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само его существование. Единственным и истинным богом провозгласили Атона – бога солнечного диска. Это первая из известных в истории попытка введения единобожия – монотеизма.

Аменхотеп IV, изменивший свое имя на Эхнатон («угодный Атону»), покинул старую столицу Фивы и основал новую – Ахетатон («горизонт Атона») в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято обозначать как амарнский период.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, а с ним и память о фараоне-отступнике. Старая религиозная система была восстановлена и просуществовала с некоторыми изменениями до конца древнеегипетской цивилизации.

Архитектура и искусство. Наивысший подъем Египта в период Нового царства нашел отражение и в монументальном искусстве. В Дейр эль-Бахри в так называемой Долине царей обнаружены 58 усыпальниц фараонов Нового царства. Величайшими сооружениями этой эпохи были храмы, в частности, знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке, посвященные богу Амону-Ра. Они занимали огромную площадь и отличались подчеркнутой монументальностью. Великолепны дворы Луксорского храма, окруженные могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Главной достопримечательностью является колонный (гипостильный) зал, в котором более 130 колонн образуют 16 рядов.

Своего совершенства в период Нового царства достигли живопись и рельеф. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Удлиненные легкие тела поражают гибкостью, очертания плеч – мягкой округлостью, точеные профили – тонкой красотой. Миндалевидные глаза полуприкрыты веками, что придает взгляду таинственность. Рельефы, росписи на стенах гробниц проникнуты динамизмом, они удивляют разнообразием сюжетов.

Значительные изменения в искусстве Нового царства связаны с деятельностью Эхнатона. Для возникшего при нем амарнского стиля характерны естественность и реалистичность – светские, неканонические качества. Они отличают и скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити, и живописные портреты их дочерей.

Периодом наивысшего политического могущества Египта стало правление фараонов XIX династии (конец XIV-XII в. до н.э.). Эти честолюбивые правители пытались превзойти своих предшественников, затмить достижения Древнего царства. При них возобновилось монументальное строительство, были возведены колоссальных размеров храмы с обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

Впечатляющим памятником архитектуры этого времени является скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад украшали 4 двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с руками на коленях. Все архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее утверждения власти и силы.

Литература. Большинство папирусов, найденных в гробницах Нового царства, содержат фрагменты «Книги мертвых» – крупнейшего памятника религиозной литературы Древнего Египта. Египтяне помещали рядом с телом усопшего избранные тексты из этой книги или молитвы, веря, что помогают умершему скорее очутиться в загробном мире.

Литература Нового царства, продолжая традиции предыдущего периода, одновременно становилась более разнообразной и многожанровой (сказки и повести, басни, религиозная поэзия, наставления, любовная лирика). До нас дошли такие произведения этого времени, как «Правда и Кривда», «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Поучение Аменемопе», «Взятие Яффы» и др.

Ярким явлением той поры стала любовная лирика – «песни услаждения сердца». Светская лирика – уникальное явление для Древнего Востока, любовная поэзия которого обычно подчинялась культовым (религиозным) целям. Египетская любовная лирика, как и реалистический скульптурный портрет амарнского периода, значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.