Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэмы Лермонтова




«Пробу пера» в лирике Лермонтов начал одновременно с обращением к лиро-эпическим поэмам, из которых «Черкесы», «Кавказский пленник» и «Корсар» предположительно относят к 1828 году. Эти ученически-подражательные сочинения, по преимуществу составленные из стихов современных и предшествующих ему писателей, носят отчетливо романтический характер.

«Мцыри» или «Демон» принадлежат к вершинным достижениям мировой романтической поэмы. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи. Вначале был создан «Демон».

В основу поэмы «Демон» положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая. она на фольклор кавказских народов и предания Грузин.

«Демон» — романтическая поэма. Но, завершенная в переходную пору острой борьбы в творчестве Лермонтова романтических и реалистических устремлений, она несет в себе и явно реалистические тенденции. Таковы объективно-описательные изображения природы Кавказа, Грузии, быта Гудала, приготовлений к свадьбе, красоты Тамары, гибели ее жениха, вида монастыря, облика сторожа, прощания родных с умершей Тамарой.

 

Основной идейный пафос поэмы — возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Демон бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему. Но зло «наскучило ему». Демон увлекается Тамарой, олицетворяющей идеал красоты. Вспыхнувшая в Демоне страсть пробуждает в нем все лучшие чувства, и он, «любить готовый», появляется перед Тамарой «с душой открытой для добра». Из ненавистника природы он становится певцом ее красоты. В Тамаре же происходит мучительная борьба. Рассудок велит ей защищаться от соблазнов «лукавого духа», а чувства влекут ее к Демону. Но проснувшийся в нем при виде ангела «старинный ненависти яд» погубил земную красоту Тамары. И он снова остался страдающим и гордым. Он «ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет». В этом его трагедия.

Это философское и социально-политическое произведение смело ставит вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле.

«история души» Демона является формой решения социально-философских и политических проблем.

 

В поэме «Мцыри» Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Тема поэмы — свобода и шире — смысл человеческого бытия. Основной идейный пафос — протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, воля, мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену — выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу.

Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но свобода осталась для него превыше всего. В поэме автор и главный герой как бы сливаются.

Образ Мцыри — огромное художественное обобщение. В нем воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав.

Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Исповедь Мцыри о трех днях, проведенных на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним обольстительно роскошной природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к аулу; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его снова к монастырю; бред и сон.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.