Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесса




Тема 21. Этапы воспитательного процесса. Проектирование воспитательного

 

На первом этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей (взаимное и личное). Движущая сила здесь — воспитательная забота каждого воспитателя (и прежде всего руководителя воспитательного коллектива) о себе и других воспитателях как товарищах по воспитательному коллективу и, следовательно, их забота о воспитанниках, пока еще не непосредственная. Этот этап — начало развития воспитательского коллектива, как ядра коллектива воспитательного, это время «внутренней», предварительной подготовки воспитательского коллектива к работе с воспитанниками — перед началом учебного года, очередной учебной четверти, перед выездом в лагерь и т.д. Деятельность этого периода может быть весьма краткой, но его роль исключительно велика.

Второй этап (переходный) — этап первого цикла — это период единства двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитателями воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная (открытая и скрытая) воспитательная забота воспитателей о воспитанниках, рожденная опосредованной заботой, которая возникла на первом этапе и продолжает развиваться. Воспитательский коллектив уже непосредственно действует в качестве ядра воспитательного коллектива. Этот этап является переходом к следующему, решающему в воспитательном процессе. Третий этап (основной) первого цикла — это период единства трех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!) и самовоспитание воспитанников (взаимного и личного). К действующим ранее движущим силам воспитательного процесса добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников друг и друге и каждого о себе. Этот этап самый продолжительный.

Четвертый этап (завершающий) первого цикла — это период единства четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!), самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитание воспитателей воспитанниками. К тем движущим силам воспитательного процесса, который действовали ранее и продолжают действовать, на четвертом этапе добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы лежит единство уважения и требовательности воспитанников к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе. Этот этап может быть назван еще и «сигнальным», т.к. появление признаков воспитательной заботы воспитанников о воспитателях (соответствующих по своему содержанию особенностям данного цикла) служит для воспитательского коллектива (и прежде всего руководителя) сигналом о необходимости перехода к следующему циклу. Появление и развитие такого отношения воспитанников к воспитателям, достижение определенных воспитательных результатов, возникновение новых обстоятельств общей творческой жизни и, следовательно, выявление новых жизненно-практических и воспитательных задач, вызывают новый цикл развития воспитательного процесса, а также развития воспитательного коллектива с его ядром — коллективом воспитательским. Каждый цикл начинается с первого, подготовительного этапа, и последовательно проходит все остальные.

Начальный этап процесса воспитания - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы этому этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут - поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию - формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправляет положение и приводит к желаемым результатам. Отечественная школа до недавнего времени, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Вот известный пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе - знания, не достигнув следующего - убеждения.

Воспитание чувств - еще один непременный и важный компонент воспитательного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Но, конечно, главный этап воспитательного процесса - деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.