КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия (организации)Факторный анализ – методика комплексного системного исследования степени влияния факторов на результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль - важнейший финансовый результат, характеризующий конечную, итоговую эффективность деятельности организации, представляющей собой особый вид воспроизводимого ресурса, является основным источником развития предприятия. На величину прибыли влияют множество факторов, в том числе положения учетной политики предприятия (способ начисления амортизации, списание затрат на с/с, методы оценки МПЗ, методы признания выручки, дивидендная политика и т.д.) При системе учета затрат по статьям калькуляции показатели прибыли формируются у источников их образования доходов. Балансовая прибыль формируется след. образом (было раньше): 1) Прибыль от реализации продукции формировалась под влиянием след. факторов: - объем реализации - структура товарной продукции - цена реализации - полная с\с прод-ции 2) Прибыль от прочей реализации: - прибыль от продажи товарно-матер. ценностей - прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов 3) Внереализационные результаты - прибыль от долевого участия в совместных пред-ях - прибыль от сдачи в аренду основных фондов - полученные штрафы - доходы от ценных бумаг - доходы по валютным операциям - финансовая помощь от других предприятий При системе учета затрат на основе маржинального подхода фин.результаты формируются по видам деятельности. Балансовая прибыль формируется след. образом: 1) Прибыль от объемов продаж формируется под влиянием след.факторов: Объем продаж Изменение запасов готовой продукции Изменение остатков неоплаченной прод-ции Объем выпуска прод-ции 2) Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности: - прибыль от реализации имущества - прибыль от участия в совместных пред-ях - проценты по финансовым операциям 3) Внереализационные фин.результаты: - прибыль\убыток прошлых лет - убытки по договорным обязат-вам - курсовые разницы по рперациям в иностранной валюте - полученные и выплаченные пени и штрафы - убытки от списания дебет.задолженности Маржинальная прибыль (маржа покрытия) – разность между выручкой от реализации продукции и переменными издержками. Маржа покрытия на единицу продукции (удельная): Уд м.п. = рi (цена) – bi Показывает, какой доход (маржинальную прибыль) приносит каждая дополнительно произведенная единица продукции. Маржинальная прибыль на весь объем: М = Vi (pi - bi) Общий финансовый результат формируется суммированием маржи покрытия по всем видам продукции и называется валовой прибылью: Прибыль от объемов продаж образуется как разность между ВП и постоянными издержками: Рентабельность – отражает конечную (итоговую) эффективность деятельности предприятия, интенсивность использования всех производственных и финансовых ресурсов и, в конечном счете, отражает эффективность управления. (ИЗ ЭКОНОМ. АНАЛИЗА) Маржинальная рентабельность – отношение маржи покрытия к выручке от реализации Рентабельность продаж:
Рентабельность издержек: (ИЗ ЭКОНОМ. АНАЛИЗА) 1. Экономическая р.: Рентабельность имущества (активов в целом) = балансовая прибыль (чистая прибыль)/среднегодовая стоимость активов эффективность управления налогами, отражает налоговую политику в целом. Рентабельность внеоборотных активов = балансовая прибыль/ среднегодовая стоимость внеоборотных активов. Отражает эффективность использования производственного потенциала. Рентабельность производственных активов = прибыль от реализации (балансовая прибыль)/среднегодовая стоимость производственных фондов (основные средства + запасы)- отражает по сути рентабельность производственных фондов. Более правильно считать по прибыли от реализации. Рентабельность оборотных активов = балансовая прибыль/ среднегодовая стоимость оборотных активов – отражает эффективность использования текущих активов. Рентабельность работающих активов = балансовая прибыль/активы – долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. 2. Финансовая р.: Рентабельность совокупного капитала = балансовая прибыль (чистая прибыль)/среднегодовая стоимость капитала. Так же как и с активами. Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль (балансовая прибыль)/ среднегодовая стоимость собственного капитала. Показатель рассчитанный по чистой прибыли отражает в определенной степени рациональность политики привлечения заемных средств (параллельно анализируется показатель и динамика финансового рычага (финансового левериджа)). Рентабельность перманентного капитала = балансовая прибыль (чистая прибыль)/ собственный капитал + долгосрочные заемные средства. Считать по балансовой прибыли 3. Производственная р.: Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) = прибыль от реализации/ выручка. Отражает эффективность реализованной продукции. Валовая рентабельность = валовая прибыль (маржинальный доход) / выручка. Данный показатель дает возможность контролировать с/с продукции на уровни переменных затрат и таким образом управлять маржинальным доходом. Рентабельность производства в целом предприятия = балансовая прибыль/ выручка. (рекомендуемое значения > 0,25) Чистая рентабельность = чистая прибыль/выручка. (рекомендуемое значение > 0,2) Рентабельность затрат = прибыль от реализации/ полная с/с (с/с + управленческие и коммерческие расходы). Рентабельность полных издержек = балансовая прибыль/ все издержки (полная с/с + прочие расходы + проценты к уплате (все операционные и внереализационные расходы)).
31 вопрос Анализ деловой активности коммерческой организации Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств. Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности. Информационной базой для анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета. В литературе существуют различные подходы к понятию деловая активность. Так, В. В. Ковалев определяет деловую активность в широком смысле как весь спектр усилий направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность компании. При этом деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции. Л. В. Донцова и Н. А. Никифорова отмечают, что деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Некоторые авторы заменяют сущность деловой активности показателями ее характеризующими. Так, О. В. Ефимова и М. В. Мельник в качестве анализа деловой активности иллюстрируют операционный цикл хозяйствующего субъекта. Таким образом, с точки зрения отечественных ученых в области учета и анализа, деловая активность организации есть не что иное, как результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности. Деловая активность организации довольно чувствительна к изменениям и колебаниям различных факторов и условий. Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот - предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций. Кроме того, от уровня и характера деловой активности зависят, в конечном итоге, структура капитала, платежеспособность, ликвидность организации и др. Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей, долгосрочных договоров купли-продажи, имидж, торговая марка и пр. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами других хозяйствующих субъектов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных средств, денежных потоков и др. Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет). Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости. Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия. Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности.
Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. В условиях рыночных отношений деятельность предприятий по выпуску и реализации продукции, в основном, определяется соотношением между спросом и предложением на продукцию. Следовательно, выпуск продукции, соответствующей общественным и личным потребностям, поиск потребителей являются одной из главных задач, стоящих перед предприятием. В связи с этим, развитие деловой и рыночной активности предприятия предопределяет уровень его финансового состояния. На уровне предприятия деловая активность чаще всего рассматривается как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства1. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы. Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей, долгосрочных договоров купли-продажи, имидж, торговая марка и пр. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами других хозяйствующих субъектов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных средств, денежных потоков и др. Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет). Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости. Если стратегическая цель функционирования организации - динамичное, эффективное и рациональное развитие, то говорят об активной позиции организации в ведении бизнеса. Основным, характеризующим такую позицию признаком, является деловая активность. Анализ деловой активности - отдельный блок в системе комплексного финансового анализа деятельности организации. В большинстве случаев его проводит во взаимосвязи с другими направлениями анализа финансовый менеджер. Таким образом, с одной стороны деловая активность характеризует отдельную сторону финансово-хозяйственной деятельности организации, а с другой стороны позволяет дополнить и уточнить данные анализа финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, рентабельности. Большой интерес для лиц, принимающих участие в анализе: сотрудника бухгалтерской службы, финансового менеджера, другого заинтересованного пользователя финансовой отчетности, представляет методика проведения количественных расчетов, а также основные выводы, которые можно сделать по их результатам. Информационной базой для количественного анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета. Начиная с 2000 г. организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, предназначенной для учредителей, участников организации, собственников имущества, органов государственной статистики, органов исполнительной власти, банков и иных пользователей, с тем, чтобы она давала достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении, его изменениях и финансовых результатах деятельности. Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия. Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности. Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход. Рассчитывается путем деления объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.
Для оценки деловой активности используется «золотое правило экономики», в соответствии, с которым является оптимальным следующее соотношение темповых показателей: ТРБ > ТQP > ТB > 100%, где ТРБ - темпы роста балансовой прибыли, ТQP - темпы роста объема реализации, ТB - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Соблюдение «золотого правила» означает: во-первых,прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения; во-вторых,объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно; наконец, в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом. Второе направление оценки деловой активности - анализ и сравнение эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Известно множество показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления подобных показателей такова. Любое предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и финансовые. В данном случае под материальными ресурсами чаще всего понимают материально-техническую базу предприятия, причем для финансового менеджера интерес представляет, прежде всего, не их состав и структура, рассматриваемые с позиции технологического процесса (это сфера интересов линейных руководителей и менеджеров по производству), но величина финансовых вложений в эти активы. Этот коэффициент имеет очевидную экономическую интерпретацию, показывая, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Выполняя пространственно-временные сопоставления, необходимо отдавать себе отчет в том, какие исходные данные были использованы для расчета. Чаще всего используются балансовые оценки, а, как известно, отчетность периодически меняется. В частности, в минувшие годы выручка показывалась совместно с НДС и акцизами, а основные средства в балансе приводились по первоначальной или восстановительной стоимости. В прежние годы показатель фондоотдачи обычно рассчитывали, используя первоначальную стоимость основных средств, теперь все чаще для этой цели берется остаточная стоимость2. Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и реконструкции действующих предприятий. Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов. Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. В мировой практике этот показатель получил название коэффициента оборачиваемости вложенного капитала. Его формула такова: f = Qр / B (1), где f — ресурсоотдача; Qp – объём реализации, В - среднегодовая сумма всех средств. При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция его изменения. Тенденция в сторону роста ресурсоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования экономического потенциала. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоёмкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг). Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью и фондовооруженностью труда. Взаимосвязь между этими показателями можно выразить следующими формулами: WR = Qp /R (2), где WR — средняя выработка продукции на 1 работника, руб.; Qp — объем реализации продукции, тыс. руб.; R — среднесписочная численность работников, чел; Ф = F/R (3), где Ф — фондовооруженность труда, руб.; F — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб; F = Qp /F = (Qp /R): (F/R) = WR: Ф (4) Таким образом, основным условием роста фондоотдачи является превышение роста производительности труда над темпами роста его фондовооруженности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, так как скорость оборота средств характеризует деловую активность предприятия. Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:
1. 2.
^ Продолжительность одного оборота (в днях) = Длительность анализируемого периода (в днях) / Коэффициент оборачиваемости активов (в оборотах) 3 Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения. В ходе анализа решаются следующие задачи:
1. 2. 3.
32 вопрос Качественные и количественные критерии деловой активности Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления. Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации. Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др. Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения. В ходе анализа решаются следующие задачи: 1) изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности; 2) исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния; 3) обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов. Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д. Количественная оценка даётся по двум направлениям: 1) исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов; 2) изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации. При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации»: Трчп > ТрВ > ТрА > 100%, где Трчп – темп роста чистой прибыли; ТрВ – темп роста выручки от продаж; ТрА – темп роста средней величины активов.
Рис.? Приемы проведения оценки деловой активности Выполнение первого соотношения (чистая прибыль растет опережающим темпом по сравнению с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности (Рд): Рд = ЧП / В *100. Выполнение второго соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению с активами) означает ускорение оборачиваемости активов (Оа): Оа = В / А * 100. Опережающие темпы увеличения чистой прибыли по сравнению с увеличением активов (ТРЧП > ТРА) означают повышение чистой рентабельности активов (ЧРа): ЧРа=ЧП / А * 100. Выполнение последнего неравенства (увеличение средней величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала. Однако его исполнение необходимо обеспечить лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе (в пределах года) допустимо отклонение от этого соотношения, если, например, оно вызвано уменьшением дебиторской задолженности или оптимизацией внеоборотных активов и запасов. Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников. В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, оценивается следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота – средний срок, за который совершается один оборот средств. Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повысить свою ликвидность. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств. Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности организации, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или её отсутствием). Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Относительные показатели, используемые при оценке деловой активности обобщены в таблице?. Заметим, что при расчете всех показателей используются средние величины активов и капитала, а не моментные данные. Средняя величина активов или капитала рассчитывается по формуле среднехронологической: , которая, при отсутствии внутригодовых данных и наличии только данных на начало и конец периода, преобразуется в формулу средней арифметической: . Таким образом, средняя величина активов и капитала может быть рассчитана как сумма данных на начало и конец периода, деленная на 2 (это означает, что для анализа динамики относительных показателей деловой активности аналитик должен иметь в распоряжении как минимум два баланса: за отчетный период и аналогичный период прошлого года).
Деловую активность предприятия можно представить как систему качественных и количественных критериев.
33 вопрос Система финансовых коэффициентов-показателей деловой активности Деловую активность предприятия измеряют с помощью системы количественных и качественных критериев.
Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат) в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия: Соотношение между динамикой продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста. Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста продукции над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период. Наверх
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 5883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |