Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами




Политические отношения.

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.

Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;

– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.

Объектами политических отношений могут быть:

– политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

– правовое государство и гражданское общество;

– формы правления и территориального устройства;

– типы избирательных систем, выборный процесс;

– политические конфликты и способы их разрешения;

– современные политические технологии;

– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В основе вычленения политических отношений лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой - обозначившимися целью, средствами, результатом, субъектом и объектом. Политические отношения - это всегда взаимосвязи и взаимодействия социальных общностей и личностей по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов субъектов. Это - процесс сознательной деятельности последних, в котором интегрируется самое значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе. Политические отношения невозможно осуществить только индивидуальными усилиями, пусть даже и выдающихся личностей. Для индивидов они обладают статусом объективной данности. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические отношения вычленяются из общей синкретической структуры общественных отношений лишь с начала Нового времени, с приобретением политической деятельностью черт профессионализма и осознанности. Особо выделяются отношения политики с другими общественными системами - экономической, духовно-нравственной, социальной и пр. В структуре политических отношений можно обнаружить и духовную (что связанно с процессами познания и обретения политического сознания, идеологии), и материальную (поскольку в результате их осуществления в обществе происходят реальные, осязаемые изменения) составляющие. Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический. О. п. могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, демократия и тоталитаризм). По механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные.

26. Нормативная подсистема политической системы общества: структура и функции.

Нормативная подсистема (регулятивная) включает право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали политической жизни. То есть, это принятые или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, законов, политических партий и организаций, партийных программ, политических традиций и процедур регуляции политических процессов.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Ее основу образуют нормы Конституции, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций.

Политические и правовые нормы представляют собой важный инструмент осуществления функций власти и управления. Они воздействуют на политическое сознание масс, определяют содержание и формы деятельности политических институтов, общественных организаций и движений.

Политические и правовые нормы способствуют укреплению порядка, организованности и законности, защите интересов государства и гражданского общества. При помощи этих норм определяются модели поведения, «правила игры» для всех участников политической жизни.

Нормативная подсистема выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. В структуру данной подсистемы входят: правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты); нормы деятельности общественных организаций; неписаные обычаи и традиции; этико-моральные нормы.

27..Институциональная подсистема политической системы общества: понятие, структура, функции.

Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят: государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы); политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы); средства массовой информации (телевидение, радио, печать, глобальные информационные сети); церковь.

Чтобы достаточно четко представить систему политических институтов, являющихся субъектами власти и управления, есть смысл выделить три типа организаций и учреждений. Критерием дифференциации является степень вовлеченности соответствующих институтов в политическую жизнь, в реализацию функций власти и управления. По этому критерию можно выделить:

а) собственно политические организации и учреждения;

б) косвенно политические институты;

в) неполитические институты.

Собственно политические институты, в отличие от других организаций и учреждений, выполняют функции непосредственного властвования и управления, либо к этому стремятся. Осуществление власти, функций политического руководства и управления - это главное в их деятельности. Именно эти институты воплощают в конкретную практику политические идеи и программы.

К собственно политическим институтам относятся государство и политические партии, различные органы представительной и непосредственной демократии.

Косвенно политическими институтами являются организации и учреждения, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти и управления, но является лишь одним из аспектов их функционирования. Главное поле деятельности этих институтов лежит в другой области. В качестве иллюстрации этого типа институтов можно привести профсоюзные организации, союзы предпринимателей, социально-экономические организации крестьянства и мелкой буржуазии, социально-экономические организации рабочего класса, общественные движения, СМИ, церковь и др.

Неполитические учреждения и организации. Они по своей сути и предназначению не участвуют в осуществлении функций власти и управления.Тебе будет интересно посмотреть!

В качестве примера можно привести такие организации: общество филателистов, спортивные добровольные общества, союз композиторов и т.д. Правда, в нашей недавней истории был короткий период, когда выборы народных депутатов СССР от общественных организаций политизировал ряд неполитических организаций, но подобное вряд ли уже возможно в обозримом будущем.

В состав политической системы правомерно включать собственно политические и косвенно политические организации и учреждения. Последние включаются в политическую систему теми аспектами своей деятельности, которые непосредственно связаны с участием в осуществлении функций власти и управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.