Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации




Эта проблема в политической науке решается неоднозначно. Остановимся на одном из общепризнанных подходов, автором которого является Ч. Линдблом. Он рассматривает два метода принятия решений: рационально-универсальный (“корневой”) и последовательных, ограниченных сравнений (“метод ветвей”).

При первом методе выстраиваются в ряд все “ценности” или “приоритеты”, имеющие значение для достижения данной цели, вырабатывается несколько возможных альтернативных путей се реализации, и выбирается оптимальный

“Метод ветвей” (инкрементальный подход – постепенное приращивание путем добавления малых величин) наиболее распространен как метод последовательных, ограниченных сравнений. Субъекты управления прагматически отбирают среди находящихся “под рукой” наиболее приемлемый вариант, причем планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели и предпочтение отдается приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. Эта модель упрощает процесс принятия решений.

Широкое распространение получил смешанно-сканирующий метод принятия решений, обеспечивающий масштабный, фундаментальный процесс принятия решений и их последующую разработку.

Перевод политических интересов в политические решения и их последующая реализация осуществляются в 3 стадии (этапа).

Первый этап – подготовительный. На нём осуществляются выявление требований и проблем, требующих вмешательства государственных органов, определение социальной значимости этих проблем, их классификация по показателям сложности, возможность оперативного решения, затрат, последствий.

Второй этап – принятие решения. На этом этапе формулируются политические цели, избираются средства их решения, с учетом динамики внешней среды, типа политической системы, уровня жизни населения, степени однородности культурной среды и т. д. При выборе средств реализации политических решений нецелесообразно действовать методом «проб и ошибок» (издержки превысят полезность действия); правильнее полагаться на научное исследование, здравый смысл и интуицию. Одним из оптимальных вариантов является рационально-универсальный метод – решение проблемы на основе изучения и учета всесторонней информации, разумного поведения групп, отсутствия внешних помех (на практике этот метод осложняется вследствие противоречий природы самого человека, мобильности его интересов). Более прагматичен метод ветвей, исходящий из поэтапного решения проблемы, «пилотирования» на маршруте к цели, допускающий отступления и возвраты для решения возникающих «по ходу», не менее важных, задач. «Метод ветвей» позволяет просчитывать эффективность затрат, вносить коррективы в стратегию движения к цели.

Третий этап – реализация решения. Здесь важно добиться социальной поддержки принятому решению и методам его осуществления путем умелого пропагандистского обеспечения, доказательства достоинств и преимуществ избранного варианта решения проблемы. Для поддержки своих действий власть должна опираться на устойчивые стереотипы поведения большинства членов общества, на существующие ценности и представления большей части населения.

36. Политические технологии: понятие, способы формирования, особенности и методы политического анализа.

Политические технологии – совокупность определенных способов и приемов политической деятельности. К самым распространенным политическим технологиям относятся политическое консультирование, избирательные технологии, лоббирование, технологии «паблик рилейшнз».

Политическое консультирование проводится крупными аналитическими центрами, исследующими политические процессы и явления общественной жизни.

Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп. Авторитетные политические или государственные деятели, представляющие интересы групп давления, могут функционировать в качестве лоббистов. Лоббизм представляет собой не только закулисные действия, но и систему аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах.

«Лоббирующее» влияние группы давления зависит от ряда факторов: степень приверженности ее членов поставленным целям, авторитет группы, возможности привлечения финансовых средств, географическое положение и др. Различные группы давления предпринимают необходимые действия для назначения авторитетных и влиятельных лиц, сочувствующих их целям, на должности, связанные с осуществлением важных для групп программ. Такие группы могут эффективно включаться, например, в выборы депутатов, предоставляя необходимые им для этой цели материальные средства, а после выборов поддерживая с ними необходимые контакты.

Избирательные технологии – совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата. Избирательные технологии направлены на регулирование поведения избирателей, обращение к убеждениям и позициям граждан, их ориентации на определенные ценности. Выявить тенденции развития массовых настроений, найти оптимальные комбинации реализации политической программы призваны специалисты по паблик рилейшнз, коммуникациям, имиджмейкеры.

Паблик рилейшнз (англ. public relations – взаимоотношения с общественностью, связи с общественностью) – деятельность, направленная на формирование у общественности устойчивого положительного образа той или иной организации, кандидата, благожелательного отношения к ним посредством профессиональной обработки общественного мнения. В политической сфере это соответствующая деятельность органов государственной власти, партий, движений, избирательных блоков и т. д., нередко включающая в себя отдельные элементы политического манипулирования массовым сознанием. Главная цель паблик рилейшнз – склонить общественное мнение в поддержку какой-либо конкретной организации.

Функции паблик рилейшнз:

– выявление и анализ общих тенденций в общественном мнении;

– выработка стратегии взаимодействия с общественностью на основе данных изучения общественного мнения;

– формирование благоприятного отношения населения как к самой организации, так и к ее деятельности;

– информирование общественности о конкретной деятельности организации, человека.

К политическим технологиям можно отнести:

1. Проведение избирательных кампаний.

2. Прогнозирование политических ситуаций.

3. Исследование политической культуры населения.

4. Организация и проведение политических PR-кампаний.

5. Создание политического имиджа.

6. Лоббирование законопроектов в федеральных органах власти.

7. Различные политологические исследования.

Рассмотрим только некоторые политические технологии, поскольку прагматический анализ всего политического технологического комплекса возможен только в применении к каждой выбранной долгосрочной стратегии того или иного политического субъекта.

1.Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем.

2.Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей: бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие; лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.

3.Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но острый вопрос заключается в способности политического субъекта формировать и развивать «многоярусность финансового потенциала», направления политико-финансовых инвестиций.

4.Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. Здесь очень важно изначально выделить два ключевых момента:

1) Фактор СМИ (то есть фактический контроль над средствами массовой информации).

2)Специфический российский политический и коммуникационный потенциал.

В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элементах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу. В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. Дело в том, что в условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д.

5.Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается.

6.Особое значение в нынешней ситуации приобретает политическая технология обеспечения регионального потенциала – это прагматическая программа новой региональной политики,

7.Важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.