Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ые – 60ые годы 20ого века




Тема: Вторая половина 20ого века.

Послевоенная Европа. Настроения – соответствующее. Углубляются ощущения кризиса и распада, противоборства. Всё это «счастье» приходит и в литературу.

 

Неоавангард – в первую очередь брались идеи авангардистов начала века. На первый план выходит идея бунта, процесса. Берётся на вооружение идея абсурда. Противостояние законам и нормам, существующим в обществе. Везде добавляли «анти» - «анти-роман» («новый роман»).

· «Анти-роман» - «Новый роман» - явление преимущественно французское, писатели выступали против наличия сюжета, против характеров, против психологической мотивации. На первый план выходило описание, подробное внимание к деталям. Фиксация, констатация фактов. Ален Роб Грийе, Натали Саррот, Мишель Бютор.

· «Антипоэззия» - «конкретная поэзия». Возникает в Германии. Ставит перед собой задачу убрать из поэзии нравоучительность и морализаторство. Создают «без субъектную» поэзию. Нет позиции автора. Делилась на «визуальную» и «аудиальную» - визуальную надо было видеть, как именно оно напечатано. Эрнст Янг, Ойген Гонрингер, Иоахим Риххерт, Рудольф Отто Вимер.

· «Антидрама» - «театр абсурда». Непосредственным предтечей называют Жана Жене. Первой предысторией стала его пьеса «Служанки», 1947 год. Но собственно историю театра абсурда связывают с Эженом Эонеско и Семюэлем Беккетом. Своего рода «пессимистический» ответ на жизнь после войны. «Сказать словами, которые ничего не значат, о вещах, о которых ничего нельзя сказать». За основу берут мысль о том, что мир находится на грани распада. Основные черты: показывает не жизнь, а видимость жизни, её иллюзию. Действие заменяется процессом говорения. Чаще всего действо происходит в замкнутом пространстве. Наличие стен – подчёркивает ограниченность нормами и законами. Первый образец – Эжен Эонеско, «Лысая певица» (в процессе «общения» люди не слышат друг друга). У Беккета на первый план выходила идея одиночества, когда есть потребность в общении, но нет возможности её реализовать. Самая знаменитая «В ожидании Годо». Так же «Звук шагов», «Носороги», «О прекрасные дни».

 

После 68 года.

Европу всколыхнула волна студенческих бунтов. После 60ых изменяется и европейское общество, возникает «массовое общество» («общество потребления»). Раскол литературы на элитарную и массовую.

В литературе уже «всё было». Отсюда возникает такое явление, как постмодернизм.

Постмодернизм – «мир – это текст». Постмодернисты создают свои «новые» тексты из кусочков старых. Смешивание разных лексических уровней. Цитирование – сюжеты, герои, стиль письма + прямое цитирование.

 


Тема: Немецкая литература первой половины 20ого века.

Первая и главная особенность – на литературу Германии огромное влияние оказывали разные исторические и политические события.

Отсчёт 20ого века – с 1871 года. Год провозглашения Германской Империи.

Уже с этого времени начинается раскол в литературе. На «угодных» и «неугодных» авторов. В Германии достаточно слабо был представлен декаданс. Тут развивался натурализм и отголоски символизма и импрессионизма.

Наиболее ярко проявлялась философская основа декаданса – идеи Фридриха Ницше.

 

На рубеже веков из авангардистских течений максимума достигает импрессионизм.

Но, наибольших достижений добились литераторы в рамках реализма. Немецкая литература начала века – расцвет прозы, особенно романа.

 

К концу 1920 годов формируются 2 противоборствующих лагеря:

· «Писатели крови и почвы» - «угодные государству». Придерживались и пропагандировали теорию чистоты арийской расы. Истинная «арийскость» возможна только в сельской местности.

· «Литература асфальта» - сами себя так писатели этого направления не называли.

 

1933 год – поворотный. Ибо Гитлер приходит к власти.

10 мая 1933 года – день, когда на центральной площади Берлина был разведён костёр из «неугодных» книг. Тогда же создаются списки неугодных авторов – т.е. тех, кто подлежал прямому уничтожению. С 30ых годов начинается волна массовой эмиграции. Чаще всего уезжали во Францию, Швейцарию и США.

 

Генрих Манн (1871-1950).

Один из крупнейших писателей сатириков 20ого века. На первый план в его произведениях выходила социальная и политическая проблематика. Его имя стало известным в 1900 году, после романа «Страна кисельных берегов».

Всемирная слава приходит в 1905 году появляется роман «Учитель Гнус или Конец одного тирана». Текст острый и проблемный на то время. Изначально и был посвящён проблемам немецкой школьной системы конца 19, начала 20ого века.

Ещё больше закрепил его успех роман «Верноподданный». Закончен он был в 1914 году. Это первая часть трилогии Манна, которая называлась «Империя». Две другие части: «Бедные», «Голова». По сути, «Верноподданный» - продолжение «Учителя Гнуса», логичное. ГГ - человек, воспитанный в этих правилах. Сам роман стал своего рода «бестселлером» того времени. После выхода в свет этой книги, правительство стало уже обращать на Г. Манна нездоровое внимание. К 30ым годам его имя стало «первым в списке на уничтожение». В эмиграции он меняет жанр – от сатиры уходит в исторический роман. В первую очередь отмечают: «Юность Короля Генриха Четвёртого», «Зрелые годы Короля Генриха Четвёртого».

 

Томас Манн (1875-1955).

Как он сам шутил: у них с братом было разделение труда – Г. Манн создавал сатиру; Т. Манн – философская/психологическая литература.

Создатель «интеллектуального романа». В первую очередь, в таком романе автор обращается к прошлому, но на примере прошлого говорит об актуальных, для современника, вопросах. У такого романа богатая интеллектуально-философская проблематика: «Что такое добро и зло?», «Откуда войны?». Герой такого романа – герой с богатым внутренним миром, герой интеллектуал. Основным содержанием такого романа становится не действие, а размышления и разговоры героев.

До таких произведений, Т. Манн создал ряд новелл, в 1901 году написал роман «Будденброкки». За этот роман в 1929 году он получит нобелевскую премию по литературе за этот роман.

Первый «интеллектуальный» роман – «Волшебная гора». 1924. Основное содержание – разговоры с пациентами.

Второй «интеллектуальный» образчик: цикл из 4 романов «Иосиф и его братья». За основу взята библейская легенда.

Часто, вершиной его романов называют «Доктор Фаустус». Написан в 1947 году. За основа взята не трагедия Гёте, а средневековую легенду, ибо легенда однозначно Фауста осуждает.

 

Герман Гессе (1877-1962).

На автора огромнейшим образом повлияло его детство. Родился он на юге Германии, в самых свободолюбивых землях. Увлекался Востоком. Сбежал из семинарии, не получив среднего образования. Но при этом – один из самых образованных литераторов того времени. Несколько раз пытался убить себя. Проходил несколько сеансов гипноза «Just for lulz».

Т.е. – основные идеи: философия Востока и самоанализ. Применительно к его текстам: «Путь внутрь», «Путь к самому себе».

Лет в 30 были опубликованы его произведения, но славы он особой не имел.

В 1919 году выходит его повесть «Демиан». На обложке не было имени Г. Гесса, повесть была подписана «Эмиль Синклер» - по имени ГГ. Это произведение считается первым глобальным шагом в разработке «Пути в себя». Речь идёт о школе, о взрослении, о попытке самоубийства, о столкновении со взрослым миром.

Всемирную известность приносит повесть «Степной волк». «Записки только для сумасшедших». Тут появляется ещё одна важная идея – «двойственность души человеческой». ГГ говорит о том, что в нём уживаются 2 существа. Для молодёжи времени 60ых (движения Хиппи) эта книга станет фактически культовой.

Так же знаменит романом «Игра в бисер». Текст, который переносит в будущее. Время – люди перестали читать книги, верх интеллектуального уровня – кроссворд в газете. И существует «игра в бисер» - игра с ценностями всех миров, культур, наук и народов.

1946 – лауреат Нобелевской премии по литературе.

 

Эрих Мария Ремарк (1898-1970).

Настоящее имя «Эрих Пауль Ремарк», но он меняет 2ое имя в честь матери. Вошёл в литературу после 1ой мировой войны. Сам пошёл на войну. Эта война оказалась для него шоком. Был ранен в руку/ногу/голову. После выздоровления узнаёт о том, что его мать, которую он обожал, умерла от рака. Возвращается домой, но отец его уже женился второй раз и Ремарк не может найти дома своё место. Пытался «забыться» в алкоголе. Но находит другое средство – записать все свои переживания на бумагу. Так появляется первое его произведение «На западном фронте без перемен». Часто его называют «первой правдивой книгой о войне» (с чем Саша охотно бы поспорил). Грязь войны, окопы, вши, оторванные руки/ноги. Написан роман для себя, однако его друг уговорил отнести рукопись к издателю. И это принесло Ремарку и славу и деньги. В рамках этого романа он обращается к так называемой «Литературе потерянного поколения». О молодых людях, прошедших первую мировую, и они либо погибли на войне, либо они потеряны в жизни.

Этой теме посвящены ещё 2 романа: «Возвращение», «Три товарища».

Так же Ремарка интересовала «любовь на грани смерти».

Сам Ремарк эмигрировал в 30ые годы, но до прихода к власти Гитлера. Ибо на вырученные деньги он просто уехал в Швейцарию, ибо «потому что мог». Но он поставил себе цель стать знаменитым и богатым писателем. Но его самого всю жизнь мучило отвращение к себе.

Метался от женщины к женщине, от страны к стране.

«Триумфальная арка», «Жизнь в займы». Хотя сами немцы его знают, изучают, но не любят.

 

Франц Кафка (1883-1924).

Писал в основном притчи и новеллы. Самая знаменитая из них «Превращение». Так же его перу принадлежат 3 незаконченных романа: «Америка», «Процесс», «Замок».

В творчестве Кафка шёл по пути упрощения сюжета и упрощения языка. Но при этом его тексты очень сложны для восприятия. Усложняет свои тексты от романа к роману. С точки зрения Кафки – человек обречён в мире на одиночество.

За право присоединить к себе его творчество спорят экзистенциализм, сюрреализм и …

 

Бертольд Брехт (1887-1956).

Начинал он как поэт в 20ые годы 20ого века. Первые стихи вошли в сборник «Домашние проповеди». По сути – его стихи являются пародиями на стихи Шиллера и Гёте.

В середине 20ых годов Брехт становится представителем «левого» искусства Германии. Сближается с коммунистами, берёт из их движения много идей. Многие его стихи становятся «гимном немецких рабочих». В это же время Брехт обращается к драматургии.

Он стал создателем «эпического театра». Т.е. с его точки зрения «старый театр» уже полностью изжил себя. Брехт считал что в театр надо ходить что бы думать. Театр должен поднимать актуальнейшие проблемы современности. Человек, приходя в Брехтовский театр, никогда не должен забывать что всё, что он видит, - фейк. Герою не нужно сопереживать. Задача зрителя – понять мотивы поведения. В конце зритель должен придти к выводу: «У героя всегда есть другой выход».

Для решения этих задач, Брехт использовал набор приёмов. Сам ставил пьесы, сам был режиссером. Первый приём:

· Эффект «очуждения». Брехт пытался показать объект/сюжет с неожиданной стороны.

· Действие, происходящее на сцене, не всегда совпадает с сюжетом пьесы.

· Использование вставных песенок. («Зонгов»).

· Использование известных ранее сюжетов.

· Брехт по минимуму использовал костюмы и декорации(усы, таблички с именами и названиями декораций)

 

Самые знаменитые: «Мамаша Кураж и её дети», «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сачуаня», «Жизнь Галлилео».

 

 

Тема: Немецкая литература второй половины 20ого века.

После второй мировой войны Германию поделили на ГДР и ФРГ. Соответственно и литературу «поделили». Основным камнем преткновения стал вопрос «Кто был виноват во 2ой мировой войне». ГДРовцы очень просто отвечали – «Виноват Гитлар и его партия и всё».

ФРГшцы – «В какой-то мере виноват каждый немец», до этого додумались не сразу.

 

Раскол произошёл в 1947 году, когда произошёл первый съезд немецких писателей, где и был поднят вопрос «Кого судить?».

 

ГДР – всё по совковому. Всё комунни-позитивно.

Ведущей фигурой была Анна Зегерс. Долгое время она возглавляла союз писателей ГДР. Самый знаменитый роман её был написан до войны «Седьмой Крест».

Из тех, кто не был угоден литературе ГДР двое следующих:

 

Иоганнез Бобровский.

Основная тема его творчество – взаимодействие немцев и восточной Европы. Почти всё действие происходит в Польше, Литве, Беларуси.

2 романа: «Мельница Левина», «Литовские главиры».

 

Кристо Вольф.

Психологическая и историко-мифологическая проза. Один из самых знаменитых: «Кассандра». Позже она станет «честно и открыто» писать о том, что происходило на территории ГДР.

 

ФРГ: ведущей темой стала тема «не преодолённого прошлого». Попытка разобраться в причинах войны, в её последствиях.

 

Генрих Белль. (1917-1985).

1917-1985).

Начинал с темы прошлого. Пытался раскрыть, сопоставляя события современности и события прошлого. Были созданы 2 романа: «Дом без хозяина», «Бильярд в половине 10ого». В 50-60ые Бёлля начинает интересовать тема абсурдности жизни. В рамках этой темы он создаёт роман «Глазами клоуна». Он в нём вводит не новый образ «печального шута», однако именно благодаря Бёллю термин «грустный клоун» входит в литературу более полно.

В конце жизни Бёлля станет больше интересовать тема насилия. «Поруганная честь Катарины Блюм». 1972 год – Блюм стал лауреатом Нобелевской премии.

 

Гюнтер Грасс. (1927-…).

Именно он один из тех, кто развивал и начинал темы Абсурда, Шута и клоунады.

1959 год – создаёт роман «Жестяной Барабан».

Всеми произведениями Грасс старается откликнутся на актуальные проблемы современности.

Одно из его последних произведений: «Моё столетие». Текст, в котором в 100 главах Грасс старается показать весь 20ый век. Именно за этот роман он получил Нобелевскую премию.

 

Патрик Зюськинд (1949-…).

Часто его называют «фантомом литературы». Не афишируется и не взаимодействует. Произведение, с которым он входит в литературу, пьеса «Контрабас».

Так же знаменит: повести «Голубка», «История господина Зоммера».

 

Бенджамин Леберт (1982-…).

Прославился в 1999 году, когда он выпустил роман «Crazy». Помимо этого вышли: «Не белая ворона», «Ты можешь …».


Тема: Французская литература первой половины 20ого века.

Отсчёт 20го столетия так же ведут с 70ых годов 19 века. Особенность – на рубеже веков именно Франция определяла литературные процессы, тут было сконцентрировано наибольшее количество направлений. Характерная черта – борьба и взаимопроникновение этих направлений.

 

Направления: натурализм/импрессионизм/символизм/реализм.

 

Поль Верлен (1844-1896).

Ещё при жизни получил титул «Певец упадка и печали». Типичный, яркий декадентский поэт. Первоначально в его творчестве преобладал импрессионизм.

Изначально Верлен вёл довольно спокойную жизнь, до встречи с Артюром Рембо. Вместе с ним уходит «скитаться по Европе». Активно пишет в это время, считается «вершиной» его творчество.

Отношения их заканчиваются трагически – Верлен стреляет в Рембо и попадает в тюрьму (1873 год).

В тюрьме Верлен обращается к религиозной тематике. Его стихи последующего периода максимально приближены по форме и содержанию к молитве и проповеди.

К 90ым годам он становится известен.

Самые лучшие его творения вошли в сборник «Песни/Романсы без слов», вышедший в 1847 году. По сути – там собраны его лучшие импрессионистские стихи. Их иногда называют «пейзажи души».

Мимолётные мгновения, природные мотивы. Душевные переживания, что отражены в этих самых пейзажах/мгновениях.

 

Артюр Рембо (1854-1891).

Считается самым-самым французским поэтом. Его творчество называют «евангелием каждого поэта». Его жизнь постоянно была своего рода вызовом/бегством. Начал писать в 8 лет, знал несколько языков. Часто уходил из дома. Постепенно, он сам для себя создал поэтическую теорию/установку: «Поэзия ясновидения». Позже, став взрослее, он назовёт этот период своей жизни: «Пора в Аду». Т.е. – вся его вершина – период в 4 года: с 15 и до 19 лет. Именно в этом время он создаёт свои шедевры.

Собственно, в 1873 году он издаёт сборник «Пора в Аду». Поэзия Рэмбо – это в первую очередь символизм.

 

Ги де Мопассан (1850-1893).

Считается, что Мопассан своим творчеством завершает реализм 19 века и начинает реализм 20ого. Был учеником Флобера.

Стал знаменит благодаря своим новеллам. Всего выпущено 16 сборников новелл и 6 романов. Именно благодаря нему, новелла стала ведущим, популярным жанром.

Мопассан – мастер психологической прозы. Переживания и внутренний мир героя. Так же его называют «мастером подтекста».

Превалируют новеллы на любовную тематику, но есть произведения о политике, религии.

Самой знаменитой новеллой считается «Пышка».

Его самые знаменитые романы: «Жизнь», «Милый друг». Лучшим и самым знаменитым является «Жизнь».

 

Литература начала 20ого века.

 

Авангардистские направления: Франция родина сюрреализма.

 

Гийом Аполлинер (1880-1918).

Его настоящее имя «Вильгелльм Альберт Владимир Аполинарий Костровицкий». Ни разу не беларус. Родился в Риме. Любил подчёркивать свои «фишки» - славянские корни, рождение в Италии, жизнь в Париже.

В Париж он попадает в 18 лет, и, не будучи французом по происхождению, начинает шуршать по полной программе. Первые публикации – 1901 год. В 1913 году выходит сборник его стихов «Алкоголи». На первом плане – любовная лирика. Темы отвергнутой/непринятой любви. Вершина – «Мост Мирабо» - «гимн отвергнутых мира». Именно в этом сборнике, Аполлинер полностью отказался отказом от знаков препинания.

1918 год. 2торой сборник: «Каллиграммы. Стихотворения мира и войны». Каллиграмма – «стихи/рисунки». Самое знаменитое: «Зарезанная голубка и фонтан».

2/3 его стихов вышли посмертно, только в 50ые.

 

Поль Элюар (1895-1952).

Эжен Грендель по паспорту. Начинал как поэт сюрреалист, но не был совсем уж ярким приверженцем всех фишек этого направления. Но его поэзия отличается яркостью образов. В начале всего – неожиданный образ, яркий, бредовый.

Сборники «Град скорби» «Любовь Поэзия» «Сама жизнь» «Роза для всех».

«Любовь Поэзия» - самый яркий.

Элюар – один из ярчайших мастеров любовной лирики. Лучшие стихи посвящены его жене.

В 30ые годы Элюар отходит от традиций сюрреализма и занимает гражданскую антифашистскую позицию. Самое знаменитое его позднее стихотворение «Свобода».

 

Во французской прозе этого времени основной темой становится «столкновение человека и общества», «столкновение культуры и цивилизации».

Прозаики:

 

Анри Барбюс. Завоевал известность антивоенными произведениями. Самое: роман «Огонь». Был одобрен в Совке.

 

Анатоль Франц. Один из ярчайших реалистов. Гротескно-пародийный философский роман «Остров пингвинов». Автор рассуждает о истории Франции, Европы на примере острова, где пингвинов наделили разумом.

 

Ромен Роллан. Утверждал героическое начало. Его интересовали судьбы творческих людей. 10томный роман-эпопея «Жан-Кристоф». Роман о жизни композитора, за основу взяты истории жизни Моцарта, Бетховена и Вагнера. Роман «Кола Брюньон».

 

Андре Жид. Обращался в своей прозе к нравственным проблемам. В своих книгах пытался разрешить конфликт духовного и чувственного. Роман «Фальшивомонетчики».

 

Антуан Де Сент Экзюпери. Его интересовали вопросы смысла жизни, места человека в ней. Как нужно жить, что бы остаться человека. «Планета Людей».,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.