Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность как фактор развития




Таким образом, в воспитательном процессе современной школы, педагогу необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Важнейшими требованиями к воспитательной деятельности педагога выступают диагностика интересов и потребностей ученика, индивидуальных особенностей его развития и создание с учетом этого необходимых условий для их реализации в социуме. При этом реализуются следующие принципы воспитания:

- принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

- принцип культуросообразности воспитания;

- принцип целесообразности и природосообразности;

- принцип креативности, творческого начала в воспитании;

- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

- принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов процесса воспитания;

- принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение ими моделей поведения и общения, а предоставление школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь ученику осуществить этот выбор.

В процессе социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальная траектория освоения социальных сфер и ролей, потому следует ставить задачи не только формирования заданного перечня личностных качеств. В этой связи актуальной воспитательной задачей для педагога выступает – не «набрать сумму» перечисленных в программе личностных качеств, видов деятельности, направлений работы, а посредством включения школьников в различные виды социально-значимой деятельности обогатить их индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться ценные человеческие качества каждого воспитанника.

Значимыми в процессе воспитания могут быть следующие направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание, воспитание семьянина.

Для примера и дальнейшего обсуждения приведем программу и перспективный план воспитательной работы, разработанные А. Верглинским, учителем школы № 1260 г. Москвы, победителем российского конкурса среди классных руководителей «Самый классный классный» в 2000 г.

  1. Понятие о личности. Парадигмы развития личности.

(Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности).

Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям:

1) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;

2) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.

.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.

Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:

- формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;

- по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты;

- деятельность должна иметь творческий характер;

- необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения;

- деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися;

- в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!).

Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития

  1. Периодизация психического развития личности. Характеристика психических познавательных процессов личности.

Периодизация психического развития личности и характеристика психических познавательных процессов

Возрастные периоды Ведущая деятельность Направленность личности Характеристика психических познавательных процессов
Младший школьный возраст     Средний школьный возраст     Старший школьный возраст Учебная деятельность   Общественно-полезная деятельность     Учебно-профессиональная деятельность Осознание себя как социального существа. Развитие мотива долга, удовлетворения от своих достижений, рефлексии собственного поведения   Стремление утвердить «я» в системе общественных отношений. Появление друга – первое личное достижение подростка. К 10 –11 годам развивается способность к самоанализу, к 14 – 15 годам – саморегуляции. Формируются идеалы, профориентация.   Формирование творческой индивидуальности, стремление к самореализации. Определение гражданской позиции, осуществление выбора профессии. Развитие инициативы, самостоятельности, ответственности. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие абстрактно-понятийного мышления. Переход от непроизвольного запоминания к запоминанию словесных формулировок. Психические процессы неустойчивы, имеют яркую эмоциональную окраску.   Развитие способности к абстрактным и сложным дедуктивным рассуждениям. Овладение операциями абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации, постоянного оперирования понятиями. Развитие памяти от наглядно-образной к словесно-логической.   Активное развитие теоретического мышления. Овладение приемами опосредованного запоминания. Формируются внимательность и наблюдательность. Внимательность поддерживается даже в неблагоприятных условиях.
  1. Деятельность как фактор развития личности. Ведущий тип деятельности. Сущность учебной деятельности как средства развития личности ученика.

1. Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям:

3) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;

4) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.

2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.

Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:

- формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;

- по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты;

- деятельность должна иметь творческий характер;

- необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения;

- деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися;

- в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!).

3. Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития.

4. Механизмом развития личности посредством деятельности выступает реализация условий, которые создает педагог в процессе деятельности и которые оказывают позитивное влияние на сознание, чувства, поведение школьников. Такими условиями являются:

- внешние условия (создаваемые и реализуемые педагогом), способствующие формированию у обучающихся умений адаптироваться к нормам социального поведения и регулировать в соответствии с ними свои действия и общение;

- внутренние условия (реализуемые самой личностью ученика), обеспечивающие процесс самовоспитания, при котором общечеловеческие ценности, нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, переводятся (трансформируются) во внутренние установки, привычки, действия.

Таким образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые установки собственной деятельности личности. Этим механизмом выступает мотивация деятельности ученика.

Способы мотивации деятельности ученика:

- четкая постановка целей деятельности ученика и принятие ее им;

- представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает ученику возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала и до конца и сформировать собственную установку на темп, ритм, опираясь на свои возможности;

- помощь ученику в ходе деятельности, внимание к его работе, что подчеркивает значимость его деятельности, ее необходимость и полезность;

- опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата;

- доверие, вера в успех ученика, опора на его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой;

- определение перспективы личностного роста, учет личного интереса ученика;

- повышение социального статуса ученика в коллективе через освоение новых знаний, опыта, достижение повышенных результатов;

- постоянная рефлексия – осознание учеником значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки;

- создание обстановки, располагающей ученика к творческой деятельности, вызывающей положительные эмоции;

- четкая организация труда; включение учеников в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала работы;

- включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;

- гуманная система взаимоотношений в системах учитель - ученик, ученик – ученик при сочетании требовательности и уважения к личности ученика.

Таким образом, соединение внешних педагогических условий с внутренней работой мысли и души ученика через мотивацию его деятельности становится фактором его социального развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.