Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10




Методы практической психологии

Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют:педагогики, консультирования, психотерапии.

Это методы подкрепления, внушение​, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.

 

Основные методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

 

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.

Дидактика охватывает всю учебную деятельность учителя и учащихся, их сотрудничество, сотворчество Наиболее важными понятиями дидактики являются: процесс обучения, образование, закономерности и принципы обучения, содержание в образования, методы и формы обучения, средства обучения, знания, умения, навыки, мотиви.

Процесс обучения - целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание, развитие

Принципы обучения - это система важных дидактических требований, обеспечивающих эффективность учебного процесса (научность, наглядность и др.)

Содержание образования - это система знаний, умений и навыков, которые закладывают основы для развития и формирования личности Содержание образования - не совокупность наук, а некая \"критическая масса\", которая постоянно дает импульс самодвижения, самоосв ветви, саморазвития Перед педагогической наукой, практикой постоянно возникают вопросы: для чего учить? я:

1 вооружить учащихся системой знаний

2 Способствовать развитию творческих сил и способностей учащихся путем правильной организации познавательной деятельности

3 Сформировать интерес к знаниям, к предметам

4 Научить учащихся учиться

5 Воспитать, сформировать мировоззрение, активную жизненную позицию

Общее среднее образование учащиеся получают в средних общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, средних профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и путем самообразования Ученики приобретают н научные знания, умения, навыки, развивают интуицию, творческие способности, вырабатывают положительные мотивы ученияя.

Знание - это продукт познания (представление, понятие) человеком предметов и явлений, деятельности, законов природы и общества

Умение - это сознательное действие, направленное на применение знаний, это знание в действии Умение без навыков не работают Умение сложнее от навыка Умение перерастает в навык

Навык - автоматическая практическое действие, она экономит мнению, потому что когда есть навыки, то сознание отступает на второй план

Интуиция - это опыт, отложенный в сознании

Мотивы - двигатель, внутренний возбудитель учебной деятельности Учебная деятельность всегда мотивировано Существуют социальные, познавательные, нравственные мотивы, мотивы общения, самовоспитания, профессиональной направленности и мотивы опасные, корыстные (учусь, чтобы похвалили) Ведущими мотивами должны быть познавательные - учусь потому, что интересно познавать мир, науки, профсію.

Метод обучения - это подход, способ передачи учителем знаний, усвоение учеником знаний, умений, навыков Существуют методы рассказа, объяснения, беседы и другие, их следует отличать от приемов обучения

Методический прием - это часть метода, он узкий от метода (запись на доске)Средства обучения - это весь арсенал, который применяет учитель, чтобы достичь на уроке цели Существуют предметы, практические, интеллектуальные, эмоциональные средства обучения Существуют тысячи методов, методических приемов и средств учеб Ання Универсального метода обучения нет Каждый метод имеет преимущества и недостатки по сравнению с другим Каждый метод проявляется в различных формах обучениячання.

Формы организации обучения - это особые объединения учащихся для занятий, учебно-познавательной деятельности; это внешнее выражение взаимодействия учителя и учеников с целью обучения, воспитания и развития Наиболее распространенная форма обучения в в наших школах - урок, существуют внеурочные формы обучения В последние годы дидактика обогатилась сотнями нестандартных форм обучения (урок - \"КВН\", урок - \"Поле чудес\", урок - \"Что Где? Когда?\" И т.д.о).

Дидактика: понятие, основные функции

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, именуется дидактикой. Этот термин впервые ввел в научный обиход немецкий педагог В. Ратке. Он употреблял его в значении "искусство обучения". Я. Коменский в своей работе "Великая дидактика" определил этот термин как "всеобщее искусство всех учить всему", т.е. он вкладывал в него тот же смысл.

Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом выступает система следующих отношений: "учитель — ученик", "ученик — учебный материал", "ученик — другие ученики". Многообразие этих отношений составляет сущность обучения. Всю систему дидактических отношений организует конкретное проявление деятельности тех, кто обучает, и тех, кто обучается. Вне процесса обучения отношение "преподавание — учение" существовать не может, а отношение "ученик — учебный материал" и другие отношения могут осуществляться и вне этого процесса. Познание может происходить и без обучения, хотя обучения без познания не бывает.

Задача дидактики состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Базовые понятия дидактики: преподавание — это деятельность тех, кто обучает; учение — это деятельность тех, кто обучается; образование — овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Н.Г. Чернышевский выделял три качества, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования.

Дидактика находится в стадии обновления и становления ее научной терминологии, и этот процесс нельзя считать завершенным. В дидактике выделяются три функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.

Под умениями понимаются практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.

К навыкам относят автоматизированные действия.

Развивающая функция процесса обучения означает, что во время усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Данная функция составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Сформулированный Л.С. Выготским закон утверждает, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Эта функция более успешно реализуется в ряде специальных технологий, преследующих именно цели развития личности.

Процесс обучения носит и воспитательный характер, который осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда), что делает воспитание более сложным процессом.

В практике обучения эти функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие и воспитание. Они взаимообусловлены, т.е. одно из них является следствием и причиной другого.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.