Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, цели и механизмы макроэкономики 1 страница




Микроэкономика: отдельные фирмы, домохоз-ва -- реализуются индивидуальные эконом интересы.

! Макроэкономика -- экономика страны в целом, всё нар хоз-во страны, единая интегрированная в масштабаах страны система, агрегированная в общенациональных масштабах, реализуются общенац общегосударственные интересы; она (макроэкономика) осуществляет свои интересы во во всем эконом пространстве страны.

Макроэкономика неразрывно связана с микроэкономикой: невозможна без фирм, предприятий, отдельных домохозяйств.

Микроэкономика -- основа макроэкономики.

По отношению к микроэкономике, макроэкономика:

1. Определяет эконом мощь гос-ва, возможности и перспективы развития;

2. Создаёт условия для максимальной реализации интересов микроэкономики. Слабая макроэкономика не позволяет эконом агентам микроэкономики реализовать свои интересы, следовательно они будут влачить жалкое существование;

3. Позволяет решать эконом задачи, к-ые невозможно решить на микроэконом уровне -- общенац, общегос... (В стране порядка 7 млн безработных -- никакой фирме не под силу решить эту проблему).

 

Основные задачи макроэкономической системы:

1. Обеспечивает спрос экономической мощи страны, эконом рост, увеличение объёма производст, выпуска товаров и услуг в общенац масштабе (никакая фирма решить эту задачу не может). Для этой цели гос-во разрабатываетполитику эконом роста (развития);

2. Обеспечивает совершенство материально-технической базы экономики страны -- создаёт условия для кач-венного роста; обеспечивает разработку фундаментальных научных проблем, внедрение их в практику, новые виды техники, технологии в масштабах страны -- осуществляет научно-тех прогресс;

3. Структурное совершенствование экономики страны -- развитие передовых отраслей, территорий в ходе изменения структуры экономики. Тем самым совершенствуется распределение (аллокация) ресурсов, используются в наиболее перспективных и прогрессивных отраслях (механизм -- структурная политика гос-ва);

4. Повышение эффективности общественого пр-ва -- обеспечение выпуска максимума продукции при минимуме затрат (каждая фирма решает для себя, а в масштабах страны не может);

5. Осуществление инвестиционного обеспечения страны и распределение инвестиций;

6. Обеспечение полной занятости (ликвидации безработицы);

7. Обеспечение стабильности эконом системы, прочности, надёжности, устойчивости -- решение проблем стабилизации эконом развития;

8. Обеспечение роста благосостояния населения, роста уровня жизни в масштабах всей страны;

9. Преодоление внутренних трудностей, сбоев, противоречий, возникающих в экономике страны (борьба с инфляцией, кризисными явлениями);

10. Гармонизация отношений между экономикой и природой -- экономика наносит ущерб природе, а решение проблемы эколог кризиса, экологич последствий роста пр-ва, может только макроэкономика;

11. Обеспечение прочности международных тылов развития экономики, определённые позициии страны в мировой экономике, обеспечение роста международного эконом сил гос-ва;

12. Обеспечение безопасности страны.

 

Для выполнения этих задач макроэкономика должна располагать необходимыми ресурсами, к-ые находятся на микроуровне -- в руках фирм, предприятий, корпораций.

Макроэкономика развивается в условиях неопределённости. Иногда ресурсов фирм оказывается недостаточно, поэтому гос-во должно иметь определённые эконом резервы, чтобы иметь возможность в случае необходимости решать макроэкономические задачи.

Виды гос резервов:

1. Ликвидные (денежные, финансовые);

2. Золото-валютные (50 млрд долларов);

3. Материальные -- сырьё, топливо;

4. Продовольственные -- стратегический продовольственный запас (МЧС помогает в период черезвычайных ситуаций);

5. Кадровые.

 

11. Денежная политика

Кредитно-денежная политика государства.

Еще одним инструментом косвенного воздействия государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция - создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.

Кредитно-денежная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затем распространилась и на другие страны. Сегодня ее активно используют все развитые страны рыночной экономики.

Основными направлениями государственной кредитно-денежной политики во всех развитых странах являются: изменение учетной ставки центрального банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.

; Изменение учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную экспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. Как правило, государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита и ограничение притока денег в кредитную систему («сжатие кредита») именуется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по

кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»).

В последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде, скандинавских странах наметилась тенденция к превращению процентной ставки во вспомогательный элемент - в средство информирования экономических агентов (банков, фирм, населения) об общем направлении кредитно-денежной политики государства.

Изменение нормы обязательных резервов. Частные банки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и наиболее ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

Макроэкономический смысл регулирования норм обязательных резервов состоит в урегулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов.

Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов, а следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

Кроме перечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государство использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них - установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита.

Предельная маржа означает, что центральный банк имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, центральный банк устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становится известно, сколько денег надо взять в кредит.

Ограничение потребительского кредита - это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

Эффективность кредитно-денежной политики государства. В действительности кредитно-денежная политика государства имеет и сильные, и слабые стороны.

Преимущества кредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной - гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.

Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.

Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики.

Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.

Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятся воздействовать на движение-капитала и товаров между странами посредством регулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странах государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое распространение получает государственный кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.

Антиинфляционное государственное регулирование. Кредитно-денежные и бюджетные методы регулирования широко используются государством в проведении антиинфляционной политики, которая сегодня выдвинута развитыми странами на передний план.

Государство в рыночной экономике не может полностью искоренить инфляцию. Умеренная инфляция предполагается самим рыночным механизмом, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.

В государственной антиинфляционной политике используются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика дает наилучший результат в двух случаях: помогает увеличить предложение без соответствующего повышения текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующего увеличения предложения.

Наращиванию предложения может способствовать государственная поддержка повышения товарности народного хозяйства. Через льготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий и банков и тем самым способствует чистому приросту предложения товаров. В развитых странах такие процессы идут более успешно в сфере услуг, особенно в тех секторах экономики, где формируются новые рынки. Примером могут служить информационные услуги. Информация как товар обладает специфическими антиинфляционными достоинствами. Ее получение только сначала связано со значительными затратами, а затем идет с минимальными издержками. Кроме того, в течение своего жизненного цикла этот товар не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда с сохраненными потребительскими качествами, вновь становясь объектом купли-продажи. В результате происходит многократное увеличение предложения без соответствующего роста спроса.

Росту предложения (без увеличения спроса) способствует и хорошо организованная приватизация государственной собственности. Приватизация ведет к увеличению государственных доходов и снижению напряженности в расходной части бюджета, облегчая решение проблемы бюджетного дефицита. Вместе с тем появление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

Действенным средством для увеличения предложения выступает и потребительский импорт.

Государственная политика снижения текущего спроса направлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежных доходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента по вкладам так, чтобы они были не меньше текущего темпа роста цен. Но здесь есть свои границы. Повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, что может сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно и высоким процентом по государственным облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков и других ценностей.

Если от краткосрочных антиинфляционных государственных мер можно ожидать результатов в пределах небольшого периода времени, то долгосрочная антиинфляционная политика направлена на погашение инфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционная программа по укреплению механизмов рыночной системы, так как только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить их рост.

Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционной программы является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренного роста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежной массы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуется подстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличение количества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должно выходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образом центральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяет указанный лимит.

Другим элементом долгосрочного антиинфляционного регулирования является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эту задачу можно решить либо путем увеличения налогов, либо путем сокращения расходов государства. Рост налоговых поступлений в долгосрочном плане оборачивается подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлением экономического развития и как следствие - сокращением поступлений в государственный бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки являются инфляционными факторами. Поэтому в ликвидации бюджетного дефицита основная нагрузка лежит на сокращении государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований представляет сложный и длительный процесс. Основной принцип этих мероприятий - сокращать финансирование тех видов деятельности государства, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).

В антиинфляционной стратегии борьба с дефицитом идет параллельно структурной перестройке экономики, государственному стимулированию научно-технического прогресса. В результате проблема инфляции решается и со стороны спроса (денежная политика), и со стороны предложения (структурная перестройка).

Эффективность антиинфляционной стратегии зависит и от реакции государства на внешнеэкономические антиинфляционные импульсы, которые выражаются в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов из-за рубежа пополняет запас денег в экономике. В этих условиях центральный банк расширяет объем продаж государственных ценных бумаг, чтобы уменьшить возросшую денежную массу. Может использоваться и такое средство, как повышение курса валюты. Оно вызывает падение цен на импортируемые товары и услуги и тем самым способствует снижению общего уровня цен в экономике. Результаты долгосрочной антиинфляционной политики государства экономика чувствует, как правило, лишь по истечении продолжительного времени. Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и умелого использования в условиях России.

Кредитно-денежная политика России. Кредитно-денежная политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег - увеличение предложения денег на рынке обращения капитала - рост спроса на иностранную валюту - снижение обменного курса рубля - повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег - повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращения капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992- 1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденеживание» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы - производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.

Дезинтеграция экономики не ограничивается изоляцией сферы обращения от производственной сферы. Происходит внутренний распад этих сфер на относительно изолированные сегменты. Так, в сфере обращения достаточно автономно функционируют рынок государственных облигаций, рынок корпоративных ценных бумаг, валютный рынок. При этом государство сознательно поддерживает высокую доходность рынка государственных обязательств.

Эмиссия государственных обязательств под высокий процент (100-150% годовых), многократно превышавший норму прибыли в реальном секторе экономики, имеет своей целью покрытие бюджетного дефицита. В настоящее время этот резерв практически исчерпан: государственный долг превышает текущие налоговые доходы бюджета (27-28 трлн. руб. в месяц).

Наращивание объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором.

Из этого следует, что государственная политика должна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы экономики. Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегменты производственной сферы, обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших в новые, более эффективные технологии и области деятельности.

Таким образом, становление кредитно-денежной политики-государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным „секторами экономики.

Развитие единой кредитно-денежной политики создаст условия для эффективного использования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального банка РФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Сегодня эти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В стадии формирования находится кредитная политика Центрального банка России, направленная на обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческих банков. Он включает, во-первых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме покупки у них векселей (так называемый переучетный кредит) по устанавливаемой самим Центральным банком учетной ставке. Во-вторых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги (так называемый ломбардный кредит). По ним устанавливается ломбардная ставка. Установление ставки учетного процента и ломбардной ставки представляет основу процентной политики государственного банка.

Основные формы рефинансирования коммерческих банков вводятся постепенно. На первом этапе процесс рефинансирования ограничивался в основном предоставлением централизованных кредитов.

В ломбардный список ценных бумаг включены государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ). Ломбардный кредит предоставляется банкам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов.

На фоне снижения норм резервирования Центральный банк ужесточил подход к нарушителям порядка внесения средств. При переходе на новую систему резервирования расчетная величина фонда должна совпасть с существующей. Однако новые нормы просуществовали лишь немногим более месяца. Размер нормативов резервов в Центральном банке для банков увеличился.

Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики.

Стабильный рост экономики на основе низкого уровня инфляции и снижения цены кредитных ресурсов - вот главная задача кредитно-денежной политики.

 

 

12. ВВП и ВНП

Валовой внутренний продукт (ВВП) – центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово – транспортные наценки и налоги на продукты. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.

Прежде всего, ВВП – это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.

Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВВП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция.

Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе про­изводства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, ко­торые приобретались у поставщиков, и в создании которых пред­приятие не принимало участия, в добавленную стоимость про­изведенного данным предприятием продукта не включается.

Иначе говоря, добавленная стоимость — это валовая про­дукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продук­ции) за минусом текущих материальных издержек, но с вклю­чением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой сто­имости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

ВВП – это также внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличии от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

ВВП – это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера. Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.

Помимо ВВП в статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель — валовой национальный продукт (ВНП)[1]

Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:

1) ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных территории данной страны;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.