Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Кейнса




Кейнсианская модель общего экономического равновесия пост­роена на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-пер­вых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены де­нежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональ­ных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в корот­ком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону — повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавлива­ется, как правило, в условиях неполной занятости

Однако основная особенность кейнсианской модели заключает­ся в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными Указанная взаимосвязь обусловливается спе­цификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно кото­рой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента

Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос—совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его ве­личина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия

 

В конечном счете, макроэкономические переменные и зависимости — как бы они ни уточнялись и развивались впоследствии сторонниками Кейнса — носили не просто абстрактно-теоретический характер. Как писал Кейнс, «нашей конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем». Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента:

— отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства;

— разработку теории воздействия дефицита на динамику производства;

— новое понимание роли кредитно-денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов.

Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции «встроенных стабилизаторов» экономики, роль которых способна выполнить прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты, в первую очередь пособия по безработице. С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться в зависимости от фазы экономического цикла в направлении, противоположном конъюнктуре. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.

24. Макроэкономическое регулирование

Сущность макроэкономического регулирования. ***

Чтобы обеспечить наибольшую эффективность, полезность для общ-ва МКС, нужно обеспечить её равновесие.

Чтобы обеспечить её равновесие, нужно решить как минимуму 3 задачи:

1. Привести МК в равновесное состояние;

2. Обеспечить сохранение МКР;

3. Обеспечить совершенствование МКРС, преодолеть трудности и сбои (если возникают).

 

!МКРег -- необходимые для стабилизации МКС действия; воздействия на МКС с целью её оптимального (наилучшего) функционирования и развития; обеспечение дееспособности, упорядочение состояния и развития МКС.

Сущностные кач-ва (признаки) МК, к-ые формируются в процессе её развития и регулирования:

1. Обеспечение сбалансированности МКС, приведение МКС в состояние всеобщей пропорциональности (установление и поддержание определённых оптимальных пропорций МКС);

2. Обеспечение стабильного, устойчивого функционирования МКС с тем, чтобы она не откланялась от линии своего развития;

3. Полное использование всех ресурсов, к-ыми обладает МКС (регулирование должно обеспечить оптимальное использование ресурсов);

4. Эффективное развитие и функционирование МКС -- регулирование должно быть направлено на минимизацию затрат и максимизацию отдачи МКС;

5. Оптимизация МКС, приведение её в гармоничное состояние;

6. Преодоление сбоев, трудностей, отклонений, конфликтов, кризисов, инфляции, безработицы...

 

Здесь МК выступает как объект регулирования (регулируемая система). Объект регулирования предполагает субъект регулирования (регулирующую систему) (сравнение с движением автомобилей на дороге).

Субстрат регулирования ("Как осуществляется регулирование") -- через информационные потоки от объекта к субъекту и обратно.

25. Типы макроэкономического регулирования

Типы МКРег -- объект один, а субъекты и субстрат могут различаться:

1. Рыночное регулирование.

субъект регулирования -- рынок, выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения -- механизмы рынка.

Сторонники:

начал развивать Адам Смит: "Регулирование осуществляется невидимой рукой". Роль гос-ва -- "ночной сторож";

Все последователи Смита развивали эту концепцию.

Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др).

Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".

Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".

Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".

Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.

Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).

 

2. Государственное регулирование.

Субъект -- гос-во.

"Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".

Рынок подсказывал, а гос-во -- предписывает.

Основоположники:

В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хоз д-ть, чтобы была польза для всего общ-ва".

Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики -- плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК -- завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном -- предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".

Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".

Не только социалисты являются сторонниками командной экономики:

Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику.

Муссолини: "Для нас гос-во -- вовсе не ночной сторож, а великая полит, соц и эконом сила, к-ая определяет развитие страны".

Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране.

Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, к-ый двигает экономику вперёд".

 

3. Смешанное регулирование.

Субъекты -- рынок и гос-во (нет крайних, радикальных позиций).

"Всё, что лучше делает рынок, -- отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку".

Сочетается рынок и защита от рынка.

Соотношение рынка и гос-ва разное.

Рынок превпалирует в: США, Германии...

Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея. Китай (!)

 

На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов МКС влияет её состояние: благополучная экономика -- доминирует рынок, кризис в экономике -- гос-во.

Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка.

Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд.

 

 

Отличия между гос и рыночным регулированием:

1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характе, управленческие решения формируются в головах людей;

2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);

3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При гос-венном -- указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...)

4. Рын рег предполагает свободное действие субъектов -- "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер);

5. Рынок -- многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, -- решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";

6. Рын рег -- развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег -- инициатива ограничена пределами плана;

7. Рын рег -- гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос рег -- прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;

8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;

9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);

10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);

11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;

12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.

26. Экономика и человек

Воздействие экономики на жизнь человека:

1) Улучшается питание, сбалансированные продукты.

2) Развивает туризм, отдых.

3) Улучшается экономический рост => улучшается здравоохранение, образование, проживание…и т.д.

Экономика возникла вместе с человеком и развивается во имя человека. Однако, и экономика, в свою очередь, оказывает влияние на развитие и формирование личности человека, коллектива, общества.
Экономика – порождение и результат активного и сознательного воздействия человека на природу во ими добычи, получения средств существования. Экономика, в принципе, является взаимодействием человека с окружающей средой, в процессе извлечения им жизненно необходимых благ. Люди в процессе своих экономических действий вступают в контакт и используют не только естественную, но и созданную ими искусственную среду. Поэтому можно утверждать, что экономика это процесс взаимодействия людей с окружающей их средой, с целью обеспечения и поддержания процесса жизнедеятельности, существования и развития отдельной личности и человечества в целом.
В ходе освоения и использования природных богатств, создания необходимых условий жизни и жизненных благ между людьми возникают определенные контакты. Так что экономика связана не только с воздействием человека на окружающие его объекты, но и с взаимодействием людей друг с другом в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В той мере, в которой эти отношения связаны с производством вещей, материальных благ, их следует называть производственными. Кроме чисто производственных существуют и другие виды экономических взаимоотношений между людьми. В целом экономическими называют отношения, которые возникают между людьми при производстве, распределении, обмене, потреблении, присвоении благ и денежных средств. Изучение экономических отношений – важнейшая задача экономической науки.
Человек фигурирует в экономике в трех качествах.
Во-первых, это человек-производитель. Люди, занятые трудом, т.е. сознательной, целесообразной, полезной деятельностью, выполняя определенную работу, создают нужный им и обществу экономический продукт. Они производят материальные и духовные ценности, необходимые для поддержания жизни, удовлетворения потребностей. Дети, старики, инвалиды, образующие нетрудоспособную часть общества, не могут в полной мере быть производителями, но большинство людей так или иначе трудятся.
Во-вторых, человек является потребителем. Эта роль носит всеобщий, всеохватывающий характер. Потребителями выступают все люди, так как человек не способен жить без материального и духовного потребления. В какой-то степени люди способны сами удовлетворять собственные потребности, производя потребляемые ими же предметы. Но чаще люди-производители создают блага не только для собственного потребления, но и для удовлетворения нужд других людей. А другие люди, в свою очередь, производят то, что нужно данному человеку.
Есть и третья роль человека, точнее, отдельных людей в экономике. Деятельность множества производителей нуждается в согласовании, координации действий. Да и в отношении потребителей можно сказать то же самое, ведь надо так организовать потребление, чтобы потребности удовлетворялись. К тому же производство тесно связано с потреблением и приходится регулировать, согласовывать их между собой. Вот и получаемся, что кроме производителей и потребителей нужны люди-организаторы, управляющее производством, распределением и потреблением благ. Таких людей называют управленцами, так как они осуществляют управление экономикой. Это довольно значительная часть работников, без которых экономика также не может обойтись.

27. Государственное и рыночное регулировани экономики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.