Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос40




Психология следственного эксперимента.
Следственный эксперимент - это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств. Содержанием его является производство различных опы­тов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях.

Сущностью следственного эксперимента является производство опытных действий, с помощью которых проверяется возможность суще­ствования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих значение для установления истины по делу.

Следственный эксперимент является сильным средством психологи­ческого воздействия на его участников, поскольку его результаты неред­ко наглядно свидетельствуют о возможности или невозможности оп­ределенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, об­виняемому бывает довольно трудно. Так, обвиняемый в краже из мага­зина путем проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершил это преступление в одиночку, без соучастников. Был проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть таким способом в помещение оказались безуспешными, причем это было очевидно для всех участников следственного экспери­мента. Обвиняемый вынужден был признаться, что у него имелся со­участник - несовершеннолетний, который по его просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл ему дверь.

Важен подбор участников следственного эксперимента. К проведе­нию экспериментов обычно привлекается значительный круг лиц. Кро­ме следователя и понятых, в экспериментах могут принять участие: обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалисты различных отрас­лей знания, а также технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.

Недопустимо в ходе эксперимента воспроизводить само событие пре­ступления. Также нельзя при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство его участников, назначать следственный эксперимент с участием потер­певшей по делу об изнасиловании.

По своему содержанию большинство видов следственного экспери­мента представляют исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т. п.); совершение тех или иных действий (проникновение через отверстие и т. п.). Проверяются также умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, открыть замок определенным способом и т. д.). При определении условий следственного эксперимента и оцен­ке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологи­ческих особенностей человека.

Немаловажен вопрос о возможности проведения следственного экс­перимента. Следователю необходимо обеспечить; 1) воссоздание мате­риальной обстановки, максимально сходной с той, в которой проис­ходили проверяемые действия или события; 2) воспроизведение субъек­тивных психофизиологических факторов; 3) моделирование самих опытных действий.

Если в обычной жизни человек действует, как правило, непроизволь­но, то в условиях следственного эксперимента у него появляется состоя­ние психологической готовности, которое также мобилизует его психи­ческие процессы, увеличивает сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше увидеть, услышать, запомнить. В обычной ситуации человек, погруженный в свои мысли, переживания, может не слышать какой-либо звук, разговор, не обратить внимания на проис­ходящие события, не заметить каких-либо изменений в обстановке.

С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного экспери­мента. Так, убегая с места происшествия, преступник может перепрыг­нуть через широкий ров, преодолеть высокий забор, но не сумеет повторить эти действия в процессе следственного эксперимента.

Обвиняемый, а иногда и потерпевший при наличии у них определен­ной заинтересованности могут дать согласие на участие в следственном эксперименте, однако постараются не проявить свои знания, навыки, умения; скрыть возможность правильного восприятия каких-либо явле­ний. Полученный в ходе таких опытов результат не будет способствовать установлению истины по делу. Нужно очень осторожно подходить к оценке результатов следственного эксперимента. Это, однако, не означает, что в ходе следственного эксперимента не могут быть получе­ны данные, правильно отражающие реально существовавшие явления.

Следственным экспериментом руководит следователь. Именно он принимает решение о проведении следственного эксперимента, вы­двигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участ­ников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т. д. Однако это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находиться на всех участках.

При наборе понятых следователь исходит из сложности опытов, оцен­ки получаемых результатов. В случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знани­ями, физическими данными. Психологического подхода требует реше­ние вопроса о приглашении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Следователь по прибытии на место эксперимента выполняет органи­зационную работу: размешает участников, распределяет между ними функции, задания, создает условия, максимально сходные с теми, в ко­торых происходили проверяемые события, и т. п. Проведение экспери­мента на том же месте позволяет смоделировать ситуацию с большей степенью достоверности. Кроме того, проведение следственного экспе­римента на том же самом месте способствует оживлению ассоциатив­ных связей, лучшему припоминанию существенных обстоятельств со­бытия преступления*.
Эксперимент проводят иногда и вне места события (например, если надо проверить профессиональные знания и умения обвиняемого). Мо­делирование материальных факторов допускает использование как под­линных, так и сходных с ними орудий, предметов, материалов. Следует учитывать, что использование подлинных объектов оказывает более сильное психологическое воздействие на участников эксперимента, делает полученные результаты более убедительными. Важны и условия, при которых проводится эксперимент (время года, суток, освещенность, наличие осадков и т. д.)
В самом начале эксперимента надо еще раз проверить меры безопас­ности. а затем напомнить всем участникам следственного эксперимента их задачи, последовательность и содержание опытных действий.
В условиях эксперимента участники этого следственного действия находятся в сложном психологическом состоянии, что существенно влияет на характер их действий, речь, голос. Обстановка следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие кроме следователя еще и ряда других лиц вызывает порой у участника эксперимента напряженное состояние, весьма отличное от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия. Подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием, или, наоборот, вместо растерянности наступит нервное возбуждение*

Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя - организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать получаемые результаты. Сле­дователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты, как правило, проводятся многократно. Неоднократное повторение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить ис­следуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны*. Дублирующие опытные действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их зако­номерность. Многократность - первый принцип следственного экспе­римента.
Второй принцип - вариативность, т. е. осуществление каждого по­следующего опыта в несколько измененных условиях. Так, при проверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, про­исходящего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом, громко, тихо, при плотно закрытой двери между комнатами, полузакрытой, открытой, расположив свидетеля близко к двери, посредине комнаты, в ее противоположной части и т. п. Такая смена вариантов опытных действий позволит выяснить объективно су­ществующую возможность свидетеля услышать разговор.
Вариативность может быть связана и с изменением психологического состояния испытуемых. Различные варианты опытов могут быть следст­вием изменения темпа, скорости выполнения опытных действий или их отдельных элементов*
Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все многообразие психических явлений, способных оказать влияние на результаты опытов.
^ Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.
Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими: 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обсто­ятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.
В законе говорится об обязанности назначения следующих видов судебной экспертизы: судебно-медицинской, судебно-психиатричес­кой, судебно-психологической или комплексной экспертизы с привле­чением соответствующих специалистов: медика, психолога, психиатра.
В основе деятельности следователя по назначению экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор экс­пертного учреждения и т. д.). Решение вопроса о назначении экспер­тизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя, относится к его компетенции. Отказ от проведения судебной экспер­тизы, в то время когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств, к тому, что преступление не будет раскрыто, виновные лица уйдут от наказания.
Следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследо­вания ограничиваться назначением традиционных, всем известных экс­пертиз. Знание возможностей современной науки, техники, творческий подход позволяют следователю использовать все новые области специ­альных знаний. Так, следователь обнаружил на месте происшествия палку, а во дворе дома, где жил подозреваемый, - дерево, у которого обломана ветка. Эксперт-дендрохронолог установил, что палка с места происшествия была когда-то этой самой веткой.
Специальные знания необходимы следователю и для понимания за­ключения эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследова­ния. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предвари­тельно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше сформули­ровать вопросы в постановлении о назначении экспертизы.
В ходе назначения и производства судебной экспертизы сущест­венную роль играют психологические взаимоотношения между следо­вателем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество, доверие. В случае необходимости следователь может указать эксперту на его ошибки, например попытки решать вопросы правового характера, выходить за пределы своей компетенции.
Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта. Решающими критериями выбора являются компетент­ность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.
Недопустимо какое бы то ни было психологическое воздействие на эксперта. Анализ следственной практики, интервьюирование следова­телей и экспертов показывают, что формами воздействия следователя могут быть: 1) навязывание эксперту собственного мнения; 2) психоло­гическое давление с использованием служебного положения; 3) требо­вание ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т. п.
Назначение судебной экспертизы, ее результаты оказывают сильное психологическое воздействие на обвиняемого. Вследствие этого он не­редко начинает давать правдивые показания. У И., обвиняемого в убий­стве, была изъята одежда со следами крови. И. стал проявлять лихора­дочный интерес к вопросу, может ли экспертиза отличить кровь челове­ка от крови животного. Узнав об этом, следователь при ознакомлении обвиняемого с постановлением о назначении судебно-медицинской экспертизы подробно рассказал И. о ее возможностях. Не дожидаясь заключения эксперта, обвиняемый сознался в убийстве.
Для обеспечения процессуальных прав обвиняемого, поддержания оптимальной психологической атмосферы следователь должен растол­ковать обвиняемому причину назначения экспертизы, содержание экс­пертного исследования, доказательственную силу заключения. Все обо­снованные ходатайства обвиняемого, связанные с назначением экспер­тизы, нужно удовлетворить.

Познавательную сложность представляет оценка следователем заклю­чения экспертизы. Для того чтобы судить о достоверности, обоснован­ности и убедительности выводов эксперта, следователь должен хорошо представлять возможности соответствующих отраслей науки, техники, искусства, ремесла, знать сущность специальных методик и т. д.
^ Судебно-психологическая экспертиза. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и рас­следования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших пре­ступления. Судебно-психологические знания в правоохранительной де­ятельности применяются по-разному, в первую очередь непосредст­венно работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуациям тактических приемов и решений.
Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против личной собственности граждан, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населе­ния, а также преступлений несовершеннолетних.
Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний обвиняемых, подсудимых, свидетелей и по­терпевших, а выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию. Необходимость применения пси­хологических знаний возникает в процессе предварительного следствия довольно часто, и проведения судебно-психологической экспертизы становятся все более актуальными*, а следственные работники все чаще используют этот вид экспертных исследований.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обсто­ятельства и дать об этом показания и назначается судебно-психологи­ческая экспертиза. Объектом экспертизы в таких случаях обычно бывает несовершеннолетнее лицо. На содержание их показаний могли повлиять фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц.

Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоя­нии определить, насколько сказались те или иные возрастные особен­ности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовер­шеннолетнего или подростка.

К компетенции эксперта-психолога относится определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивнос­ти, длительности и механизма экспертизы обеспечивают научную обо­снованность и достоверность выводов предварительного следствия.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится ис­следование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их кроме аффекта может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п. В частности, у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.

Наибольшая потребность в помощи эксперта-психолога возникает при расследовании таких опасных преступлений, как убийства, изнаси­лования. Так, например, одним из признаков изнасилования, предус­мотренных законом, является использование преступником беспомощ­ного состояния потерпевшей. Следственной практике известно немало случаев, когда в действиях потерпевшей не было явных признаков сопротивления, потерпевшая вела себя пассивно. В подобного рода ситуациях и назначается судебно-психологическая экспертиза.
При назначении судебно-психологической экспертизы в большинст­ве мест следователи сталкиваются со значительными организационны­ми трудностями. В настоящее время у нас нет экспертных учреждений, которые могли бы проводить судебно-психологические экспертизы. В крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль и др.) производство экспертизы можно поручать научно-исследовательским лабораториям психологических факультетов университетов, психологическим отделам и лабораториям некоторых научно-исследовательских институтов. В других областных центрах производство психологической экспертизы целесообразно поручать наиболее квалифицированным сотрудникам кафедр психологии и педа­гогики педагогических вузов. Эти люди должны быть хорошо знакомы с методами экспериментально-психологических исследований.

Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: он должен знать процессуальный за­кон в части проведения процедуры экспертного исследования, специфи­ческие условия предварительного следствия и судебного разбирательства.

Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в соот­ветствии с существующими правилами в виде письменного заключения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.