Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ




Блага, их сущность и классификация

благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл - продукт природы, результат труда, удовлетворяющие определенную потребность человека.

Понятие блага всегда связывается с потребностью людей, с осознанной необходимостью в нем.

Многообразие благ предполагает их классификацию. Существуют следующие виды классификации благ.

1. Материальные блага.

Сюда относят готовые продукты (земля, воздух, вода, леса) и продукты человеческого труда (одежда, жилище, станки, машины, оборудование и т. д.).

2. Нематериальные блага.

Это блага, удовлетворяющие не материальные, а духовные потребности человека. Они влияют на развитие способностей человека и производятся в нематериальной сфере производства - просвещение, здравоохранение, спорт, культура и т. д.

Нематериальные блага подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним относят собственные качества человека, его способности к деятельности. Таковыми являются талант, профессиональное мастерство, предпринимательская способность и т.д. Эти блага заключаются в самом человеке и даны ему природой, которые затем развиваются человеком.

Внешние блага- это все то. что дает внешний мир, окружающая среда. Сюда можно отнести имидж, протекцию, деловые связи, должностные привилегии и т. д.

Далее различают передаваемые и непередаваемые блага.

Передаваемые - это все те, которые могут отчуждаться от человека, т. е. внешние блага.

Непередаваемые - это личные качества и способности человека. Сюда же относят дневной свет, воздух, климат и т. д.

3. Экономические блага.

Это блага, которые являются результатом человеческого труда, созданы в ограниченном количестве по сравнению с общественными потребностями. Экономические блага тесно связаны с ограниченностью ресурсов.

Выделяют долговременные и недолговременные экономические блага.

Недолговременные удовлетворяют человеческую потребность один раз (продукты питания).

Долговременные — это блага, способные возобновляться, воспроизводиться, удовлетворяющие одну и ту же потребность несколько раз (средства производства).

Экономические блага подразделяют также на прямые, которые прямо удовлетворяют потребность человека (пища, одежда, бытовая техника) и косвенные, т. е. те, которые удовлетворяют человеческую потребность как средство для производства необходимого блага (станки, машины, оборудование).

4. Неэкономические блага.

Это блага, предоставляемые человеку природой, которые существуют в неограниченном количестве (воздух, свет, вода) в данное время.

5. Общественные и частные блага.

Общественное благо - это такое, которое потребляется членами общества сообща и, как правило, безвозмездно.

Взаимодополняемость благ - свойство благ удовлетворять потребности людей лишь в комплексе с другими благами. Взаимодополняемые блага называют комплиментарными товарами. Например, кофе и сахар, чай и сахар, лыжи и крепления, автомобиль и бензин.

Отношения двух взаимодополняющих товаров носят двусторонний характер:

а) если товар у - дополняющий к товару х. то товар х - дополняющий товара у;

б) падение цены (при неизменности денег) на товар х повышает спрос на него, увеличивая предельную полезность товара у и также спрос на него.

Взаимодополняемость бывает:

- абсолютной (жесткой), т. е. когда потребление одного блага предполагает потребление того же количества другого блага (лыжи и крепления).

- относительной, т. е. когда при потреблении одного блага потребление другого может меняться (чай и сахар, автомобиль и бензин, кофе и сливки и т. д.).

Взаимозаменяемость благ - свойство благ удовлетворять потребности людей за счет друг друга.

Взаимозаменяемые товары называются субститутами. Например, масло и маргарин, розы и фиалки, автомобили различных марок.

Здесь также взаимоотношения товаров двусторонние:

а) если товар х заменить товаром у, то товар у - заменитель товара х;

б) если предельная полезность денег постоянна, то падение цены на товар х ведет к росту спроса на него и вместе с тем к уменьшению предельной полезности товара у и спроса на него.

Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), т. е. когда одно благо может полностью заменить другое (красные и розовые гвоздики), и относительной, т. е. когда одно благо не может полностью заменить другое (чай - кофе, масло- маргарин).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.