Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рыночного механизма, его преимущества и недостатки




Классификация рынков

Мы отмечали, что рыночная экономика охватывает все сферы общественного производства, поэтому существует множество различных видов рынка.

1. По степени ограничения конкуренции выделяют:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции:

- олигополистический рынок:

- рынок чистой монополии. Дадим им краткую характеристику.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется наивысшей конкурентностью. Здесь практически полностью отсутствует возможность для участников рынка влиять на условия реализации, уровень цен.

В этой связи можно выделить следующие черты рынка свободной конкуренции:

- количество продавцов так много, что они не могут влиять на рыночные цены;

- продается одинаковый, стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик, марок, товарных знаков, поэтому здесь нет ценовой конкуренции на базе качества товаров, главное для покупателя - это цена;

- покупатели и продавцы обладают полной рыночной информацией (о товарах, ценах и т. д.) и могут свободно входить и выходить из рынка (нет ограничения барьеров);

- минимальное вмешательство государства в экономику, регулирование производства осуществляется рыночным механизмом на основе закона спроса и предложения, закона «невидимой руки».

Однако такой рынок существует только в идеале, в реальной действительности нет такого рынка а есть его элементы в той или иной степени.

Рынок монополистической конкуренции представлен относительно большим (несколько десятков) количеством продавцов, которые продают схожую (одежда), но неидентичную продукцию (виды одежды могут быть разные). Поэтому каждая фирма чувствует себя относительно самостоятельно и независимо, не обращая внимания на другие фирмы. Если на рынке монополистической конкуренции продается дифференцированный товар (например, пальто продают несколько фирм, но пальто отличаются материалом, шитьем, качеством, цветом и т. д.). то средством конкуренции становятся не только цены, но и качество, т. е. неценовая конкуренция. Товары могу'' дифференцироваться по доступности (рядом магазин, далеко), организации торговли и т. д.

При монополистической конкуренции производители имеют ограниченную возможность влиять на цены, поскольку они устанавливаются в связи с предпочтениями потребителей (цена держится, пока потребитель берет товар, пока держится лучшая дифференциация продукта).

При монополистической конкуренции существуют свободный вход и выход фирм на рынок, что исключает возможность сговора между фирмами.

Олигополистический рынок наиболее типичен для современной экономики. Главным признаком этого рынка является немногочисленность, ограниченное число продавцов, которые продают крупные, но близкие по объему продаж партии товара.

Обычно число фирм на олигополистическом рынке - от трех до десяти. Так, четыре корпорации США выпускают 80 % моющих средств, 90 % сигарет и 70 % швейных машин. Олигополия господствует обычно в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности.

Частным случаем олигополии является дуополия, когда на рынке две фирмы господствуют при продаже товара. Здесь уже полуограниченный контроль над рынком, что приближает ее к полной монополии. Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной (чистой) монополии, что в переводе с греческого означает «единственный продавец)). Такой рынок характеризуется следующими особенностями:

а) отрасль представлена одной фирмой, которая производит и продает товар:

б) товар уникален в смысле отсутствия заменителей (покупатель вынужден покупать);

в) продавец торгует только своим товаром:

г) продавец диктует цену;

д) вступление в отрасль заблокировано (низкие издержки, наличие патента лицензии от государства, монополии на сырье, недобросовестная конкуренция).

2. По пространственному признаку рынки подразделяются на местные, региональные, национальные, мировые.

3. По характеру продаж рынки подразделяют на оптовый, розничный, фьючерсный.

4. По уровню насыщения товаром рынки подразделяются на равновесный, избыточный, дефицитный.

5. По степени регулируемости рынки подразделяются на нерегулируемый, централизованно управляемый и регулируемый.

Нерегулируемый рынок в чистом виде существовал на ранней стадии обмена. Здесь нет государственного вмешательства. Объем продаж, цены формируются в результате прямых контактов покупателей и продавцов. Сегодня это имеет место на «толкучках», «оптушках», базарах и т. д.

Регулируемый рынок функционирует в условиях многообразия форм собственности. Государство устанавливает общее правило поведения субъектов, осуществляет контурное регулирование.

Основные же процессы регулируются рыночным механизмом.

6. Наконец, выделяют сегодня информационный рынок. На нем функционирует специфический товар - информация (деловая, коммерческая, научная, культурная и др.).

Наиболее простой моделью рыночного механизма является взаимодействие рыночных субъектов.

Домохозяйства - владельцы факторов производства предлагают их на рынке фирмам, которые предъявляют на них спрос. Тем самым домохозяйства формируют свои доходы, а фирмы делают расходы. Фирмы, производя товары и услуги, предлагают их на рынке домохозяйствам. которые предъявляют на них спрос. Тем самым фирмы формируют свои доходы, а домохозяйства делают расходы. Однако часть доходов фирмы и домохозяйства уступают государству через систему налогов. Государство определяет правовой статус всех субъектов экономики, осуществляет регулирование рыночных отношений, используя для этого прямые (директивные) методы — законы, а также налоги, финансово-кредитную политику, косвенные - через участие своими средствами в предпринимательской деятельности. Кроме того, государство возвращает часть взятых средств у населения через социальные гарантии, субвенции, дотации, льготы и т. д.

В основе взаимоотношений субъектов рыночной экономики лежит закон стоимости, закон спроса и предложения.

Спрос на товары и услуги Спрос - это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. 11е-обходимо различать потребность и платежеспособный спрос.

 

Платежеспособный спрос обеспечен денежными средствами для приобретения товаров и услуг. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.

Закон спроса описывает обратную связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене, т. е. при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Почему происходит именно так? Этому есть ряд причин:

1) по низкой цене покупку сделает большее число людей;

2) при низкой цене данный товар будет предпочтительнее другого товара;

3) при высоких ценах данный товар будет заменен другим товаром.

Кривая спроса показывает, что цена и количество товаров находятся в обратной зависимости. Поэтому кривая спроса - убывающая. Итак:

1) если цена на какой-либо товар повышается, то спрос на него меньше;

2) если на рынок поступает большее количество товаров, то цена на них снижается:

3) если цена на товар снижается, то на него увеличивается спрос, и появляются новые покупатели.

Предложение товаров и услуг

4) Экономисты называют предложением то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

5) Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких.

6) Почему количество предлагаемых товаров зависит от цены на них? Ответ прост: чем выше цена, тем больше стимулов для производства и продажи продукта.

Эта кривая показывает, что при увеличении цен предложение растет.

Равновесная (рыночная) цена

Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной (рыночной) цены.

Равновесная (рыночная) цена -это та цена, прикоторой уравновешиваются величина предложения и величина спроса.

Для того чтобы установить, как определяется конкурентная равновесная (рыночная) цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения.

Точка пересечения (Ррав„) — это уравновешенная, или равновесная, цена, цена равновесия. На изменение рыночной цены влияет:

1) неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен;

2) избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной (рис. 4). В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая же другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

Преимущества рыночного механизма:

1. Он ориентирует производство не на склад, а на конечный результат (на потребителя).

2. Оперативно приспосабливает объем и структуру производства к объему и структуре потребления, разрешая таким образом основное противоречие рыночной экономики.

3. Обеспечивает высокую мобильность, приспособление субъектов к любым изменениям конъюнктуры рынка.

4. Способствует эффективному использованию ресурсов, направляя их туда, где они дают наибольшую отдачу.

5. Оперативно и оптимально использует достижения НТП.
стимулирует развитие производительных сил через новые техноло
гии, закон стоимости спроса и предложения.

Недостатки рыночного механизма

1. Рынок не способствует рациональному использованию невоспроизводимых ресурсов.

2. Не обеспечивает производство общественных товаров (оборона, здравоохранение, просвещение, коммунальное хозяйство, транспорт, градостроительство и т. д.).

3. Не обеспечивает защиту окружающей среды, не может регулировать использование общечеловеческих ресурсов (океана, космоса, флоры и фауны).

4. Не создает системы социальных гарантий населению;

5. Рыночная экономика, основанная на рыночном механизме, подвержена нестабильности, перепадам, кризисам.

6. Рыночная экономика, сам рыночный механизм не могут дать общенациональной идеи развития. Идеи народного капитализма, постиндустриальных обществ родились в научных кругах, в умах ученых государственных учебных заведений и лабораторий.

7. Рынок не обеспечивает единства экономического пространства, сбалансированности экономики.

Все эти изъяны рынка и призвано ликвидировать государство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.